Безопасное плавание судна в экстремальных условиях

Безопасное плавание судна в экстремальных условиях определяется рядом факторов влияющих на безопасность плавания судна.

Прежде всего определим, что такое экстремальные условия плавания:

-ограниченная видимость;

-неблагоприятные метеорологические условия (интенсивные осадки, низкая отрицательная температура воздуха);

-обледенение;

-шторм;

-сложная навигационная обстановка в районе плавания (отсутствие ясно видимых природных и искусственных ориентиров и навигационных знаков), сложный рельеф маршрута движения судна (большое количество навигационных опасностей).

В предыдущей статье рубрики мы рекомендовали строить маршрут таким образом, чтобы не попадать в такие условия, однако разберем действия судоводителя если такой случай наступил.

Ограниченная видимость это визуальная видимость менее одного километра.

Основные действия судоводителя перед тем как войти в зону ограниченной видимости: необходимо уточнить свое место, включить ходовые огни, радиолокационную станцию (если она есть), засечь курс на ясно видимый ориентир (при наличии компаса), снизить скорость до безопасной и начать подавать туманные (звуковые) сигналы.

В случае потери ориентировки рекомендуется стать на якорь до улучшения видимости и определения своего места. Плавание в ночное время в районе, где нет светящейся навигационной обстановки,  запрещается.

Неблагоприятные метеорологические условия, как правило, сопровождаются ограничением видимости, поэтому нужно выполнить весь комплекс мероприятий при ограниченной видимости. Наибольшую опасность для судна представляют осадки в виде дождя и забрызгивание во время волнения в условиях отрицательных температур. Это может привести к обледенению судна и потери его остойчивости. Что мы можем противопоставить данным явлениям:

Тщательно изучить гидрометеорологическую обстановку по маршруту плавания перед выходом в рейс. В случае возникновения опасности обледенения следовать в ближайшее место укрытия. Лед нужно сбивать с палубы и надстроек. Для этого используют деревянные молотки (мушкели), металлические скребки и лопаты.

При попадании судна в тяжелые штормовые условия прежде всего необходимо:

-выполнить все действия при попадании судна в условия ограниченной видимости;

-предупредить пассажиров о входе судна в зону тяжелых штормовых условий;

-задраить все люки, двери, иллюминаторы;

-привести в готовность к немедленному использованию все имеющиеся на борту аварийно-спасательные средства, средства откачки воды, средства навигации, РЛС, эхолот, определить свое место, связаться с ближайшим диспетчерским пунктом, сообщить свое место и условия плавания. Запретить пассажирам и команде без разрешения выход на верхнюю палубу;

-приготовить к отдаче якорь и плавучий якорь;

-просчитать возможный маршрут ухода судна в место укрытия;

-выбрать курс движения с таким расчетом, чтобы не идти бортом к волне и ветру, если это невозможно, следовать переменными курсами (галсами) выдерживая генеральное направление в сторону убежища, при этом постоянно поддерживать радиосвязь с диспетчером;

-при движении по волне и ветру уменьшается качка, но ухудшается управление судном, поэтому нужно подобрать оптимальную скорость, которая опережает скорость волн, особенно опасный момент движения по волне, когда судно находится на ее гребне, его может развернуть бортом и опрокинуть;

-в случае потери ориентировки или невозможности двигаться в сторону убежища, поставить судно на якорь, а при невозможности отдать плавучий якорь, удерживать его в таком положении до улучшения погоды, либо изменения обстоятельств плавания в сторону улучшения.

Если район плавания не оборудован в навигационном отношении, необходимо прежде всего изучить лоцию района, природные ориентиры, приметные места, оснастить судно навигатором, работающим по спутникам, заранее проложить маршрут и загрузить точки поворотов в навигатор.

При движении в незнакомом, не оборудованном средствами навигации, районе необходимо соблюдать особую осторожность, постоянно контролировать глубину эхолотом или футштоком, следовать безопасной скоростью.

В следующей статье нашей рубрики мы обсудим вопрос расхождения с встречными судами, судами следующими пересекающимися курсами, согласно правил плавания по ВВП и МППСС 72

Руководитель группы регистрационно-экзаменационной работы Центра ГИМС

Старший государственный инспектор Самылов Иван Александрович