Ежегодно 26 апреля в соответствии с законом «О днях воинской славы и памятных датах России» в России отмечают День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф.
Все случилось 26 апреля 1986 года. На четвёртом реакторе Чернобыльской АЭС прогремел мощнейший взрыв. Правда, советский народ узнал об этом несколько дней спустя. В центральной прессе появилось официальное информационное сообщение в несколько строчек: «От Совета Министров СССР. На Чернобыльской атомной электростанции произошла авария. Поврежден один из атомных реакторов. Принимаются меры для ликвидации последствий аварии. Пострадавшим оказывается помощь. Создана правительственная комиссия». И более ни слова.
МЫСЛИ ОТКОСИТЬ И НЕ ПОЕХАТЬ ДАЖЕ НЕ ВОЗНИКАЛО
Когда пришла чернобыльская беда, Михаил Аркадьевич уже пять лет как жил с семьей в Пскове. Супруга родом из Светлогорска Гомельской области Белорусской ССР. Подрастали две малолетние дочурки. Сам Михаил Кошурников родом из города Нолинска Кировской области. В 1980 году окончил Ленинградский институт торговли. С 1973 по 1975 годы служил в армии. В Пскове работал в сфере торговли.
О том, что происходило на Украине, тогда только догадывались. Вслух не говорили. Но с весны 1986 года туда отправляли по призыву на специальные сборы, в том числе, и псковичей. В июле 1987 года повестку из Псковского горвоенкомата получил и Кошурников.
- Я только догадывался, куда меня могут направить, - вспоминает он. – Мы были не первым потоком… Семья восприняла шестимесячную командировку в Чернобыль с пониманием. Желания уклониться от исполнения гражданского и воинского долга даже не возникло.
Вначале был Псковский военкомат, потом сборный пункт в Колпино, оттуда поездом в распределительный центр – город с красивым названием Белая Церковь Киевской области.
ЗАПРЕТНЫЕ ПЛОДЫ
- Никогда до этого на Украине не был, - рассказывает Михаил Аркадьевич. – Местного населения там уже не было, всех эвакуировали на «чистые» территории. Деревни и фермы стояли пустыми и заброшенными. Благодатная пора лета – август. Пора созревания и сбора урожая. Яблочный спас. Яблоки висят наливные, уже пора есть. Все созревает и ждет человеческих рук, а трогать ничего нельзя. Нас сразу предупредили: не соблазняйтесь увиденным, всё «фонит». Изобилие грибов, а собирать нельзя. Попадали в чернобыльскую зону – зону отчуждения только по специальным пропускам и по определённому маршруту, от которого нельзя отклоняться – вдоль дороги установлены запрещающие и устрашающие знаки – «остановка и стоянка запрещена», «опасно – радиация».
Более четырёх месяцев провел он на этой некогда гостеприимной земле.
- Офицерский состав меняли через 3-4 месяца, рядовой чаще – через полтора-два. Кто набирал предельно допустимую дозу облучения, возвращались домой, - вспоминает те события Кошурников.
Многих из ликвидаторов, с кем его свела судьба в те памятные дни и месяцы, он помнит и поддерживает отношения с ними до сих пор. Но время неумолимо, и многих уже нет на этом свете.
- Запомнились мне тогда «могильники» - поля закопанной техники. Автобусы, на которых вывозили население из Припяти, легковые автомашины. Эмаль покраски, как губка, впитывала в себя радиацию и отмыть ее на пунктах специальной химической обработки было практически невозможно, - отписывает происходившее Михаил Аркадьевич. – Все, что довелось увидеть тогда, можно сравнить с незабываемыми кадрами из фильма Андрея Тарковского «Сталкер». Он до сих пор актуален и современен. Самое точное отображение той атмосферы зоны отчуждения, попадая в которую ощущаешь постоянную невидимую опасность, неизвестность и пугающую мёртвую тишину безлюдья.
ЗАПИСИ О ПОТЕРЯХ
Почти двадцать лет Михаил Аркадьевич Кошурников является руководителем Псковской областной общественной организации «Союз «Чернобыль».
На сегодняшний день в Псковской области проживает более 700 участников ликвидации техногенных аварий и катастроф. И это не только те, кто был в Чернобыле. По биографиям ликвидаторов можно изучать современную историю страны. Среди них ветераны подразделений особого риска – те, кто принимал участие в испытании атомного оружия на Новой Земле и Семипалатинском полигоне, ликвидаторы последствия аварии на производственном объединении «Маяк» в 1957-1957 годах. Они были своего рода ликвидаторами – первопроходцами, но говорить об их жизни и судьбе четверть века было нельзя из-за грифа секретности. Чернобыльская трагедия рассекретила эти печальные страницы нашей истории. И только спустя 25 лет после случившегося государство воскресило их имена и оценило их подвиг.
Наша область, куда после аварии на ЧАЭС переехало из загрязнённых радиацией территорий более тысячи вынужденных переселенцев из Брянской Калужской, Тульская областей, Республики Беларусь, стала для них второй родиной.
- В целом же, если возвращаться к Чернобылю, участие в ликвидации последствий аварии приняли более 750 000 тысяч граждан тогда Советского Союза, - вспоминает Михаил Аркадьевич. – Это были представители из всех союзных республик – гражданский персонал, кадровые военные всех родов войск, военнослужащие срочной службы и призванные из запаса, сотрудники органов внутренних дел, органов госбезопасности. В живых осталось около 350 тысяч человек.
По давней традиции ежегодно 26 апреля ровно в полдень псковские ликвидаторы встречаются у Памятного Знака «Псковичам – жертвам Чернобыля», открытого в 1997 года в Пскове на Площади павших борцов.
- Для себя я это место называю «стеной плача». Здесь установлены Памятные знаки чернобыльцам, афганцам, узникам фашистских лагерей и жителям блокадного Ленинграда, - рассказывает руководитель организации.
По всей России в этот день люди отдают дань памяти и уважения тем, кто с честью выполнил свой гражданский и воинский долг перед родиной. У мемориалов ликвидаторам проходят торжественные траурные мероприятия. Сюда приходят с цветами, возлагают к памятникам и обелискам гирлянды Памяти.
- Еще задолго до печально известных событий на киевском Майдане, к 25-й годовщине катастрофы на ЧАЭС, Союзом «Чернобыль» России была инициирована организация «поезда дружбы» в Чернобыль в составе делегации ликвидаторов из всех регионов Российской Федерации и государств СНГ,- рассказывает Кошурников. – Но не сложилось. А теперь, когда политические страсти не по нашей вине накалились, благая идея кажется несбыточной мечтой. Знаете, есть стихи у Геннадия Шпаликова, а там такие строки:
«Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне».
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Так совпало, что родная сестра нашего героя, Елена, более 30 лет профессионально занимается разработкой и проектированием новых типов атомных реакторов. Михаил Аркадьевич подчеркивает - «безопасных».
- Когда меня спрашивают: а ты бы хотел что-то изменить в своей жизни? Спустя столько времени, честно отвечаю «нет». Судьба свела меня с замечательными людьми, с которыми не встретился бы при иных жизненных обстоятельствах. Со многими из них поддерживаю дружеские отношения. И, самое главное то, что многие годы занимаюсь любимым делом – общественной работой, направленной на защиту законных прав интересов ликвидаторов и членов их семей, - отметил он.
КОНКРЕТНО
26 апреля 2018 года памятные мероприятия пройдут в Пскове (Площадь Павших борцов) и в Великих Луках (Городской парк культуры и отдыха у Памятного знака «Участникам ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС»). Начало – 12:00.
27 апреля – в Острове (мемориала «Героям Чернобыля» площадь Клавы Назаровой) .
В программе мероприятий траурная лития, митинги, возложение цветов. Мероприятия проводятся при поддержке администрации Псковской области совместно ГУ МЧС России по Псковской области, муниципальными образованиями городов Пскова, Великие Луки и Острова, УМВД России по Псковской области, которым ликвидаторы области выражают искреннюю благодарность и признательность.
Анастасия Муромская
Фото: Михаил Глущенко