1 апреля 2014 года в 15:00 в здании МБУК «Городской культурный центр» в г. Пскове на площади Ленина состоялась рабочая встреча прокурора области с субъектами предпринимательской деятельности г. Пскова и Великих Лук.
Наряду с иными представителями властных структур на мероприятии присутствовали начальник Главного управления МЧС России по Псковской области полковник внутренней службы Филимонов Валерий Игоревич, его заместитель – главный государственный инспектор по пожарному надзору полковник внутренней службы Дюранов Виталий Федорович, исполняющий обязанности начальника отдела надзорной деятельности по г. Пскову подполковник внутренней службы Сивенков Владимир Валентинович, а также начальник ОНД по Великолукскому, Новосокольническому и Куньинскому районам подполковник внутренней службы Тимофеев Сергей Николаевич.
Доклад Валерия Филимонова был посвящен особенностям осуществления службой МЧС надзора в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Валерий Игоревич начал свое выступление с того, что привел статистические данные по обстановке с пожарами за 2013 год как на территории всей области, так и отдельно в городах Псков и Великие Луки.
В 2013 году на территории Псковской области зарегистрировано 983 пожара, из которых 718 или 73,04% произошли в жилом секторе. На предприятиях торговли, в административных зданиях и на промышленных предприятиях зарегистрировано 85 пожаров, гибели людей на них допущено не было, травмирован один человек, материальный ущерб составил 14 миллионов 185 тысяч 245 рублей.
В г. Пскове на объектах малого и среднего бизнеса в прошлом году произошло 22 пожара, материальный ущерб от них составил 5 миллионов 936 тысяч рублей. В 2014 на объекте экономики произошел один пожар, материальный ущерб от которого составил 2 миллиона рублей (16 января 2014 в г. Пскове).
В г. Великие Луки на объектах предпринимательской деятельности в 2013 году произошло 10 пожаров, материальный ущерб от них составил 1 миллион 16 тысяч рублей. В 2014 году – 2 пожара, материальный ущерб от них – 130 тысяч рублей.
Валерий Филимонов выразил уверенность, что нет необходимости «никого убеждать в опасности пожаров, в том, что пожар может не просто нанести ущерб, но и полностью уничтожить бизнес». Подобные риски особенно высоки для малого и среднего предпринимательства, где, зачастую, все финансы предпринимателя, его многолетние труды и деяния вложены в один объект - магазин, склад, малое производственное предприятие и т.п. С другой стороны, понятно, что мероприятия, предлагаемые государственными инспекторами по пожарному надзору для обеспечения пожарной безопасности, обременительны в финансовом плане. Здесь необходима некая «золотая середина». Нормативно-правовые акты, разработанные и принятые МЧС России, как-раз направлены на реализацию приемлемой для предпринимателя системы обеспечения безопасности.
Основным документом, определяющим требования пожарной безопасности, предъявляемые к объектам защиты, является Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Согласно его статье 6 «Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятые с Федеральным законом «О техническом регулировании» и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим законом;
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятые с Федеральным законом «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности.
В 2013 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведено 6 611 проверок, в том числе в отношении субъектов малого и среднего бизнеса – 2 063, что составляет 31,2%, (из них 1 456 плановых проверок, 607 внеплановых), в том числе:
- 583 проверки на территории г. Пскова, что составляет 28,2% от общего числа проверок;
- 207 проверок на территории г. Великие Луки, что составляет 10,03% от общего числа проверок;
По результатам проверок субъектов малого и среднего бизнеса было выдано 1 584 предписания, привлечено к административной ответственности 91 юридическое лицо и 1 587 должностных лиц.
Валерий Игоревич отметил, что «по результатам проведения внеплановых проверок по исполнению ранее врученных предписаний процент устранения нарушений в 2013 году составил 95%, что говорит о повышении ответственности бизнеса в вопросах обеспечения пожарной безопасности».
Снижение уровня государственного регулирования в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности является одним из приоритетов деятельности МЧС России. В первую очередь эта работа направлена на изменение действующей нормативно-правовой базы. Кроме этого предприняты и первые практические шаги по снижению нагрузки на малый бизнес. В соответствие с поручением Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исключены из Плана проведения плановых проверок на 2014 год проверки в отношении индивидуальных предпринимателей.
Неотъемлемой частью проводимой работы является оптимизация количества проверок в отношении объектов малого и среднего предпринимательства за счет внедрения механизмов независимой оценки пожарного риска. Собственник объекта защиты, приняв решение о проведении независимой оценки пожарного риска, совместно с аудитором может выработать ту концепцию противопожарной защиты, которая подходит именно для его объекта, оборудовать объект тем комплексом установок противопожарной защиты, который минимально необходим для выполнения условий соответствия требованиям пожарной безопасности на основании анализа величины пожарного риска. При этом в случае, если собственник объекта выбирает проведение независимой оценки пожарного риска, инспекторы государственного пожарного надзора смогут прийти на этот объект с плановой проверкой не раньше, чем через год.
Оценка риска производится коммерческими организациями, получившими, в установленном порядке аккредитацию в МЧС России. Таким образом, возможно «говорить о том, что в Российской Федерации действует институт регулирования бизнес-сообществом вопросов пожарной безопасности без участия в этом процессе государства», - заключил Валерий Игоревич.
Существует реестр аккредитованных организаций на проведение независимой оценки рисков. Его можно посмотреть на сайте МЧС России. Там можно ознакомиться с организациями и экспертами, аккредитованными на осуществление деятельности в области аудита. «Самое главное, чтобы предприниматель сам был заинтересован в том, чтобы предприятию была дана достоверная оценка».
Начальник Главного управления отметил, «что проведение независимой оценки на территории Псковской области развивается достаточно медленными темпами». На сегодняшний день на территории субъекта отсутствуют организации, имеющие аккредитацию на право работать в сфере независимой оценки. Возможно, это недоработка и наших бизнес-структур, если такая обширная и перспективная ниша деятельности по настоящее время не заполнена.
В выступлении были затронуты и другие нормативно-правовые акты. Приказом МЧС России от 27 декабря 2013 года № 844 внесены изменения в «Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности», где особое внимание уделяется аудиту пожарной безопасности. Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 года № 113 внесены изменения в Правила противопожарного режима в РФ. Основные изменения коснулись порядка размещения и эксплуатации пожарных шкафов на объектах, эксплуатации первичных средств пожаротушения, сжигания сухой растительности, разработки паспортов населенных пунктов, подверженных лесным пожарам.
Валерий Филимонов сказал, что «таким образом, как Министерством в целом, так и Главным управлением МЧС России по Псковской области принимаются меры по снижению административного давления на субъекты предпринимательской деятельности. Для реализации этой работы нами заключены соглашения:
- 30 мая 2013 года с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Псковской области;
- 8 ноября 2012 года с Общероссийской общественной организацией «Опора России».
Начальник Главного управлении напомнил, что консультации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, в том числе по проблемным вопросам, связанным с проверками и исполнением предписаний, любой предприниматель или его доверенное лицо может получить в Управлении надзорной деятельности Главного управления либо в его территориальных отделах. Наконец, он обратил внимание на то, что подобные консультации проводятся нашими сотрудниками на безвозмездной основе.