В настоящее время достаточно острой остается проблема аварийности на автомобильном транспорте. Этому способствуют различные факторы: несоответствие существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточно эффективное функционирование системы обеспечения безопасности дорожного движения, а также низкая дисциплина участников движения.
Низкий уровень безопасности дорожного движения оказывает заметное влияние на внутреннюю составляющую национальной безопасности страны, затрагивает конституционные права и свободы, является фактором, оказывающим негативное воздействие на обеспечение общественной безопасности в России, и фактически представляет собой государственную общенациональную проблему.
По статистике, начиная с 2007 года, количество ДТП и пострадавших в ДТП на территории Псковской области остается примерно на одном уровне, количество погибших имеет тенденцию к слабому уменьшению, а количество спасенных и коэффициент участия аварийно-спасательных формирований в ликвидации последствий ДТП на территории области неуклонно повышаются.
Ежегодно на улично-дорожной сети Псковской области совершается более тысячи дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибает более двухсот, и получают ранения различной степени тяжести свыше полутора тысяч человек. Большинство пострадавших в результате ДТП – люди трудоспособного возраста, от 16 до 40 лет. Жертвами каждого восьмого происшествия становятся дети и подростки до шестнадцати лет.
Ранее действовала федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 100. В результате ее реализации ситуация с дорожно-транспортной аварийностью улучшилась. Было уделено значительное внимание развитию системы оказания помощи пострадавшим в ДТП. Соответствующая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Псковской области на 2006-2012 годы», утверждённая постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 31 мая 2006 года № 1456, действовала и в нашем регионе. Итогом реализации программных мероприятий стало сокращение числа погибших в ДТП на 18,9%.
Необходимо отметить важность продолжения дальнейшей комплексной работы, как на федеральном, так и на областном уровне, в сфере безопасности дорожного движения, отказ от которой может привести, в частности, к тому, что органы государственной власти будут действовать разрозненно, снизиться их ответственность и появится бессистемность в решении задач в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
С целью сокращения смертности от дорожно-транспортных происшествий и улучшения существующей ситуации была принята федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 года № 854. Реализация мероприятий Программы предполагает активное взаимодействие МЧС России, Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения. На основе концепции данной Программы в нашем регионе была принята областная долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Псковской области на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Администрации Псковской области от 29 мая 2013 года № 225. Ее целью является сокращение смертности от ДТП в Псковской области к 2020 году на 25% по сравнению с 2010.
Спасатели и пожарные должны обладать навыками по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при разных чрезвычайных ситуациях, в том числе при ДТП, когда дорога каждая минута. Одна из задач обеих программ – это развитие современной системы оказания такой помощи. В рамках данного направления в области организуется проведение соответствующих курсов, проведение тактико-специальных учений по вопросам взаимодействия служб, привлекаемых к оказанию помощи пострадавшим и ликвидации последствий ДТП и другое.
В Псковской области для специалистов территориальных подразделений МЧС России организуются соответствующие учебные мероприятия. Одно из таких занятий прошло совсем недавно, 24 октября 2013 года на базе учебного пункта федерального государственного казенного учреждения «3 отряд федеральной противопожарной службы по Псковской области». На нем начальники караулов пожарных частей г. Пскова получили знания в сфере оказания первой помощи пострадавшим.
Программы федерального и областного уровней обращают внимание на важность совершенствования межведомственного, межуровневого сотрудничества и координации взаимодействия органов исполнительной власти государства, области и органов местного самоуправления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Постановлением Правительства РФ № 854 определено, что МЧС России является одним из государственных заказчиков и разработчиков Программы. МЧС принимает участие в осуществлении ряда мероприятий, направленных на развитие системы оказания помощи пострадавшим в ДТП:
- проведение научных исследований, направленных на совершенствование нормативной и методической базы в области ликвидации последствий ДТП;
- разработка научно-обоснованных предложений по совершенствованию информационно-аналитического обеспечения функционирования системы ликвидации последствий ДТП;
- строительство и реконструкция натурных площадок для отработки современных методов и способов ликвидации последствий ДТП, что будет способствовать повышению уровня практической подготовки сотрудников подразделений МЧС России, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП;
- внедрение современных образцов специальной техники, инструмента, оборудования и технологий, предназначенных для проведения аварийно-спасательных работ, в подразделения МЧС России, привлекаемые к ликвидации последствий ДТП;
- практическая обработка вопросов взаимодействия экстренных служб и проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП;
- организационно-методическое и техническое обеспечение подразделений МЧС России, осуществляющих профессиональную подготовку и повышение квалификации личного состава, принимающего участие в ликвидации ДТП;
- участие МЧС России в коммуникативных мероприятиях (конференциях, форумах, выставках и иных общественных мероприятиях) в сфере безопасности дорожного движения и оказания помощи пострадавшим в ДТП;
- развитие Центра мониторинга ликвидации последствий ДТП МЧС России.
Помимо указанных программ реагирование подразделений МЧС России на дорожно-транспортные происшествия на территории Псковской области регламентируется Федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ и «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ.
В нашем регионе мероприятия, направленные на снижение гибели и травматизма людей при ДТП, входят в компетенцию комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Администрации области, которую возглавляет заместитель Губернатора области Жаворонков Максим Константинович. Постоянным представителем от Главного управления МЧС России по Псковской области в комиссию назначен заместитель начальника Главного управления – начальник управления гражданской защиты подполковник Сычев Евгений Сергеевич.
На основании Постановления Правительства по реагированию на ДТП в Псковской области в 2008 году было заключено трехстороннее Соглашение о взаимодействии Главного управления МЧС России, Управления внутренних дел и Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации. Оно определяет порядок взаимодействия сторон при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.
Разработан «План прикрытия автомобильных дорог для оказания помощи пострадавшим в ДТП на территории Псковской области». Протяженность автодорог общего пользования по территории Псковской области имеют протяженность – 8825 километров. По территории области проходят четыре федеральные автодороги и одна региональная. Дороги федерального уровня разбиты на 17 участков (в административных границах муниципальных районов области), за которыми закреплены силы и средства УМВД России (УГИБДД) по Псковской области, Главного управления МЧС России по Псковской области и Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации.
Прикрытие наиболее аварийных участков федеральных трасс на территориях Плюсского, Стругокрасненского, Псковского, Островского, Пушкиногорского, Пустошкинского, Невельского, Куньинского, Великолукского, Новосокольнического, Себежского, Порховского, Печорского районов и городов Псков и Великие Луки спланировано с перекрытием зон ответственности пожарных частей Главного управления МЧС России по Псковской области, а также силами поисково-спасательных отрядов аварийно-спасательной службы области. Дороги территориального уровня (в административных границах муниципальных районов области) прикрыты силами и средствами участников взаимодействия, дислоцированными на территории муниципальных районов.
Осуществляется работа по совершенствованию взаимодействия сторон по реагированию на ДТП. Данные вопросы рассматриваются ежегодно на заседаниях областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Ежеквартально подводятся итоги совместной деятельности. Для улучшения качества реагирования и взаимодействия участников ликвидации последствий ДТП были выполнены следующие мероприятия:
- уточнены и доведены каждому участнику взаимодействия зоны ответственности по реагированию на ДТП;
- разработаны совместные приказы Главного управления МЧС России по Псковской области, Управления внутренних дел и Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации по взаимодействию при ликвидации последствий ДТП;
- разработаны инструкции дежурных служб участников взаимодействия, которыми утверждён алгоритм действий при получении сообщения о ДТП.
Главное управление МЧС России по Псковской области уделяет постоянное внимание вопросу повышения качества оперативного реагирования аварийно-спасательных формирований на ДТП на территории области, а также подготовке спасательных подразделений МЧС России к реагированию на ДТП. Практика показывает, что основной проблемой сохранения жизни людей при авариях является нехватка времени. Спасение жизни напрямую зависит от того, как скоро задействованные службы получат информацию о происшествии и смогут прибыть на место ДТП. Одним из путей решения данной проблемы является оптимальное размещение спасательных формирований на территориальной и федеральной сети дорог с учетом потенциально опасных участков и объемов выполнения аварийно-спасательных работ при ДТП.
В Псковской области зарегистрированы следующие профессиональные формирования, принимающие участие в ликвидации последствий ДТП:
- Аварийно-спасательная служба Псковской области в составе трех поисково-спасательных отрядов гг. Пскова, Великие Луки и Гдова;
- 16 пожарных частей федеральной противопожарной службы;
- 15 пожарных частей областной противопожарной службы.
Можно выделять ряд перспективных направлений деятельности в рассматриваемой сфере. Важнейшим элементом при создании системы обеспечения комплексной безопасности на федеральных автомобильных трассах является применение авиационных технологий для оказания экстренной помощи пострадавшим в авариях. Авиационно-спасательные подразделения, как правило, размещаются непосредственно у лечебных учреждений с целью сокращения времени реагирования.
На территории области имеется два основных аэродрома с бетонным покрытием (аэропорт «Псков» и «Остров») и 14 вертолетных площадок, пригодных для посадки в дневное время суток вертолетов типа МИ-2. Однако применение этой техники ограничено погодными условиями, временем готовности к вылету (2 часа – в рабочее время, 6 часов – в нерабочее), невозможностью эксплуатации в ночное время, а также иными факторами. Немаловажно, что это связано и со значительными финансовыми затратами. Бюджет Псковской области не позволяет самостоятельно без участия Правительства РФ решать проблему организации применения авиационных технологий для оказания экстренной помощи пострадавшим в ДТП на территории субъекта. Тем не менее, данное направление считается одним из приоритетных. В настоящее время прорабатываются все возможные пути решения этой актуальной проблемы.
В МЧС России налажена система ежесуточного учета в единой базе данных по реагированию спасателей на ДТП. В этом задействованы сотрудники научного центра Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России. Ответственным за данное направление деятельности в МЧС России назначен Заместитель Министра МЧС – Чуприян Александр Петрович. Ежеквартально ВНИИ ГОЧС представляет в субъекты бюллетень, где отражен анализ и сравнительная оценка работы спасателей в субъектах, региональных центрах, а также в целом по России. Так, по итогам 9 месяцев 2013г. коэффициент участия наших спасателей составил «1,0», что является очень хорошим показателем и означает, что нашими подразделениями осуществляется выезд практически на все ДТП с пострадавшими, учтенными в ГИБДД.