14 декабря 2012, 12:52
34
18 минут

Онлайн-интервью Министра МЧС России Владимира Пучкова «Каждый час мы спасаем 27 жизней»

Онлайн-интервью  Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Пучкова о работе спасательных служб, предупреждении ЧС и новом подходе к их прогнозированию, реализации программы 112, сотрудничестве с волонтерами и многом другом.

 

- Вы работаете в МЧС России много лет. Теперь, когда Вы стали Министром, собираетесь ли что-нибудь менять в работе службы?  Будет ли проводиться реформа МЧС в 2013 году?

 В.ПУЧКОВ: В 2013 году реформа в МЧС России проводиться не будет. На данный момент основные силы сосредоточены на том, чтобы сделать все необходимое для повышения готовности системы  к реагированию, для совершенствования технического оснащения,  квалификации и уровня подготовки наших специалистов.  Это касается как федеральных, так и территориальных подразделений МЧС России.

Наша ежедневная работа — это повышение эффективности и качества, а также, реализация задач, поставленных перед МЧС России Президентом и Правительством Российской Федерации.

Прежде всего, мы работаем для людей. Любой человек, который оказался в сложной ситуации, позвонивший по телефону «01», должен получить квалифицированную и своевременную помощь. Это основные  принципы, которыми  мы будем руководствоваться в своей работе.

 

- Сейчас самый актуальный и часто задаваемый вопрос — это зарплата с 1 января 2013 года. Предусмотрено ли повышение заработной платы различным категориям в МЧС?

В.ПУЧКОВ:  Социальная защита и уровень оплаты труда — это вопрос постоянного и пристального внимания, предмет особой заботы руководства Министерства. В 2013 году мы планируем совершить качественный прорыв в решении проблем социальной защиты.

Социальная защита сотрудников — это не только достойный уровень заработной платы. Это касается и жилья, и медицинского обеспечения,  а также решения комплекса других проблем, с которыми наши работники сталкиваются каждый день.

В частности, в целях обеспечения сотрудников МЧС России жильем проделана большая работа. Например, в Новокузнецке  построили жилой дом для горноспасателей. Впервые за последние 50 лет представителям этой профессии было обеспечено  предоставление  жилья.

В Московских Филях сдан дом для рядовых, военнослужащих, сотрудников и спасателей, также в этом году  сдан  большой жилой поселок в «Новой Москве».

Что касается медицинского обеспечения сотрудников МЧС России: в Санкт-Петербурге открыт Центр экстренной радиационной медицины, оборудованный по самым современным технологиям. Например, для проведения геиодиализа – в Центре  есть четыре искусственные почки и искусственная печень.

 Между тем, в регионах страны завершается строительство филиалов Центра. В целях повышения качества медицинского обслуживания проводится большая работа с ведомствами и субъектами Российской Федерации.

Что же касается заработной платы, то  с 1 января 2013 года военнослужащие будут получать денежное довольствие равное  соответствующим категориям военнослужащих Министерства обороны.

Что касается сотрудников внутренней службы, то с 1 января 2013 года  для этой категории вводятся новые условия оплаты труда, которые будут учитывать географические параметры и занимаемую должность. В среднем  зарплата будет увеличена в 1,6 раз.

Конечно,  в приоритетной категории - сотрудники, выполняющие сложные боевые задачи. Сотрудники пожарных и спасательных подразделений,  летчики, водолазы, кинологи, словом, все те, кто, рискуя собой, спасает жизни людей. Ежесуточно на боевое дежурство заступает 51 тысяча человек.

В 2011 году дважды поднималась заработная плата на 6,5 %. С 1 октября 2012 года произошло увеличение заработной платы еще на 6%. На следующий год планируется повышение 5,5 %. Это решение  Правительства Российской Федерации.

Конечно, этого недостаточно. И с учетом этого поставил задачу руководителям структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных организаций МЧС России разработать новые подходы к стимулированию сотрудников для получения смежных специальностей. Сотрудник спасательного или пожарного подразделения,  осваивая смежную специальность, получает доплаты. Таким образом, происходит стимулирование профессионального роста, а, значит, и повышение качества работы. Внедрение этой меры способствует решению проблем  социальной защиты, повышению уровня оплаты труда.

 

- Как ведется  работа  по развитию единого телефона спасения «112»?

В.ПУЧКОВ: Программа развития «Системы 112» и графики ее практический реализации утверждены. На данный момент телефон «112» используется в некоторых регионах в тестовом режиме, дублируя действующие телефоны экстренных служб — 01, 02, 03. В качестве тестовых зон выбраны Курская область, Республика Татарстан и ряд других регионов.

 Только после того как система будет работать в плановом режиме,  ее можно будет запускать на территории всей страны. Между тем, не везде готовы коммуникации,  нет современных технических средств и линий связи.

Буквально на днях в первом чтении принят Федеральный Закон, который на законодательном уровне регламентирует все вопросы внедрения и введения телефона «112». Правительством Российской Федерации в ближайшее время будет утверждена программа, предусматривающая  поэтапность работы и вопросы ее финансирования.

Мы планируем эту работу завершить к концу 2015 года. Для страны это очень знаковый и серьезный проект, реализация которого проходит в очень сжатые сроки. Внедрение «системы 112» на всей территории Российской Федерации совершит технологический прорыв в обеспечении населения услугами связи на принципиально новой основе, соответственно, оперативностью вызова экстренных служб.

 

- На сайте МЧС был недавно размещен проект постановления правительства о внесении изменений в положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. В документе перечисляются разные уровни реагирования — объектовый, местный, региональный, федеральный, особый. Как отразится на обеспечении безопасности граждан?

В.ПУЧКОВ: Постановление Правительства РФ о внесении изменений в положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС уже принято. Этот документ формализовал механизм реагирования на чрезвычайные ситуации.

Первый уровень реагирования — объектовый. Согласно этому уровню реагирования руководитель предприятия, организации с учетом возникновения внешних опасных факторов, угроз или предпосылок возникновения чрезвычайной ситуации организует весь комплекс задач: по защите персонала, по оповещению всех взаимодействующих структур, выполнению мероприятий по минимизации ущерба от возможных опасностей и угроз, эвакуации работающего персонала. Согласно этому документу он обязан предпринять соответствующие меры по защите населения, проживающего вблизи потенциально опасного объекта.

На местном уровне реагирования: органы местного самоуправления, комиссии по чрезвычайным ситуациям муниципального образования начинают первыми реагировать на опасность, угрозы и предвестники. Они принимают решение по задействованию органов управления, они поднимают свои аварийно-спасательные и другие формирования, привлекают энергетиков и коммунальные службы. Защита жизни и здоровья людей, минимизация опасных факторов и решение всех вопросов жизнеобеспечения населения, стабильная работа социально значимых объектов - прямая задача всех органов управления. В случае если сил и средств не достаточно,  опасность и угроза выходят за пределы муниципального образования,  то по обращению муниципального образования в работу включаются субъекты Российской Федерации. Руководитель субъекта Российской Федерации своим решением задействует возможности субъекта. Привлекается комиссия по чрезвычайным ситуациям и соответствующие службы, а также силы и средства субъекта. В случае необходимости субъект оказывает необходимую материальную помощь из своего бюджета. Он выплачивает компенсации, принимает решения по вывозу из зоны чрезвычайной ситуации детей, беременных, престарелых и выполняет весь комплекс задач по защите жизни и здоровья людей, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, минимизации возможного ущерба, и если она уже возникнет, то, конечно, по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Необходимо  акцентировать внимание на том, что все-таки первый этап системы реагирования — это профилактика, предупреждение, мониторинг и решение всех задач по минимизации потерь и ущерба.

Субъект Российской Федерации, в случае нехватки сил и средств, обращается в Федеральный центр, Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Полномасштабное реагирование осуществляется при решении Председателя Правительства Российской Федерации. Можно вспомнить и шахту «Распадская», и Саяно-Шушенскую ГЭС, где привлекались федеральные силы и ресурсы, специализированные подразделения особого риска, Единая государственная система по предупреждению и ликвидации ЧС работала в полном объеме. В работу включаются общественники и волонтеры — это большая и системная работа.

Особый уровень реагирования вводится по решению Президента Российской Федерации при очень сложной, крупномасштабной чрезвычайной ситуации, требующий задействования соответствующих резервов, привлечения дополнительных сил и средств. Подобное  реагирование проводилось в Крымском районе, когда решением Президента Российской Федерации система МЧС России была развернута в полном объеме, привлекалось Министерство обороны и другие федеральные структуры. Аналогичная ситуация  наблюдалась  и  в Сибири, когда к тушению лесных пожаров привлекалась авиационная группировка МЧС России, Министерства обороны, Министерства внутренних дел и другие структуры. С 19 ноября  этот механизм реагирования функционирует в нормативно-правовом поле.

 

- Владимир Андреевич, на прошлой неделе речь зашла о новой системе оповещения населения. В чем будет ее главное отличие от старой системы? Какие у вас есть претензии к старой системе оповещения и какие ее элементы войдут в новую систему?  Если в Москве произойдет какая-нибудь страшная авария, как мы, жители, узнаем, куда нам бежать? Телевизор не смотрим, радиоточки давно нет. Есть какая-то система отработанная — ну, может, сирены сработают?

В.ПУЧКОВ:  Что касается столицы, вопросы защиты жителей и гостей столицы отработаны на самом высоком уровне.

Это комплексная работа МЧС России, руководителей субъекта Российской Федерации. Мы очень тщательно и внимательно отрабатываем все и современные проекты, которые сегодня реализуются в Москве, и в том числе на присоединенных территориях. Внедряем новые современные подходы, современные технологии. Минимальные затраты с точки зрения финансовых, материально-технических ресурсов и максимальная эффективность с точки зрения защищенности жителей Москвы. Все, что касается систем оповещения, указом президента Российской Федерации регламентирован вопрос создания комплексной системы экстренного оповещения населения.

Эта система будет включать все необходимые технические, технологические системы, комплексное использование и качественно иная подготовка соответствующих органов управления, потому что системы управления информирования и оповещения должны задействоваться соответствующим органом управления, которые должны знать, кого оповещать, о чем и как. Это первая часть этой большой серьезной проблемы. Вторая. Комплексное применение не только технических, технологических систем, я имею в виду «нашумевшие» электросирены. Это касается и современных интернет-технологий, а также информирования наших граждан через социальные сети, применения новых технологий seld broadcast, рассылки СМС-сообщений. И многие другие современные подходы. Нельзя забывать и  про оперативные меры оповещения: использование спасательных, пожарных, автомобилей, карет «Скорой помощи», техники «Горгаза».

Но есть и третья составная часть большой серьезной проблемы: реакция граждан на рекомендации, сообщения об опасностях и угрозах. Все граждане Российской Федерации, подрастающее поколение,  родители и люди в возрасте — должны знать правила безопасности, потенциальные угрозы в районе места работы, проживания.

 

- Ведёт ли сейчас МЧС разъяснительную работу среди населения по действиям в случае ЧС? Ведётся ли работа с детьми, сотрудничество со школами в рамках уроков ОБЖ? Проводит ли сейчас МЧС обучение на платной основе для граждан как правильно вести себя в экстремальных ситуациях, курсы первой медицинской помощи или какие-то базовые курсы для спасателей на воде (ГИМС), добровольных пожарных и т. п. без зачисления в вузы МЧС?

В.ПУЧКОВ: МЧС России проводит большую работу по подготовке, обучению всех категорий населения. Создана единая система обучения на предприятиях, зависящая от его типа. На маленьком предприятии достаточного того, чтобы  руководитель был обучен вопросам безопасности, защиты персонала. На больших потенциально опасных производствах с непрерывным технологическим циклом совершенно другие требования к безопасности, вопросам защиты и обучения, в том числе, каждого работника этого предприятия.

Отдельная категория — дети. Школы, вузы. Каждая категория населения требует нашего профессионального пристального внимания. МЧС России этим постоянно занимается. У нас шесть высших заведений, которые работают практически во всех регионах страны. У нас 25 учебных пунктов и 64 учебно-методических центров ГУ ЧС. Плюс система дистанционного обучения, где каждый гражданин Российской Федерации может совершенно безвозмездно получить первичные навыки безопасности жизнедеятельности, обучиться вопросам  защиты, оказания первой медицинской помощи, других жизненно важных проблем.

 

- МЧС сотрудничает с волонтерами, добровольными пожарными. Насколько ведомству нужна помощь добровольцев? Хотели бы вы изменить работу с волонтерами, и в какую сторону?

В.ПУЧКОВ: Что касается добровольцев, общественных организаций, волонтерского движения — это очень важная составляющая часть работы. Потому что есть активная часть населения, которая готова выехать в  зону чрезвычайной ситуации и помочь тем, кто оказался в беде. Мы это приветствуем, очень уважительно относимся к этим людям, благодарим их за то движение души и сердца, практическую помощь.

Между тем, при работе в сложных условиях, где требуется специальная подготовка и снаряжение должны работать профессионалы. И я считаю, что волонтер, даже обладая огромным желанием, готовый надеть водолазное снаряжение, не должен этого делать, не имея соответствующей подготовки. Для этого есть профессионалы. Работа в зоне чрезвычайной ситуации — это большая, очень серьезная и знаковая работа. И мы приветствуем ее. У нас есть сейчас волонтерские организации, которые проходят профессиональную подготовку. Они аттестуются как спасатели, проходят профессиональную подготовку, получают удостоверения пожарного. Подготовленные волонтеры могут выполнять и выполняют сложнейшие операции.

Сегодня в стране 660 тысяч добровольцев пожарной охраны. С привлечением добровольцев мы тушим от семи до десяти процентов всех пожаров. Вот считайте, каждый 8—10-й пожар в стране тушится с участием добровольцев. Но это не значит, что добровольцы сами тушат пожары. Среди добровольных подразделений только те, кто прошел профессиональную подготовку. Только подразделения, получившие лицензию на тушение пожаров, выполняют эти задания. Все остальные участвуют в локализации, выполнении других мероприятий.

Моя мечта — чтобы мы знали каждого волонтера, каждого добровольца лично. Чтобы его знали в подъезде,  в поселке. И чтобы детям показывали: видите, идет, это волонтер, это доброволец, он работает в добровольной пожарной дружине, он работает в общественном объединении, он участвует в поиске детишек, которые потерялись в лесу, он выезжал в зону чрезвычайной ситуации, выполнял тяжелую миссию.

 

-  Почему режим ЧС в Дербенте после схода селевого потока 9 октября был снят так быстро — 19 октября?

В.ПУЧКОВ: Что касается трагедии в Дербенте, произошла чрезвычайная ситуация природного характера, связанная с большим выпадением осадков. Соответствующие службы сработали оперативно, была оказана материальная помощь за счет соответствующих ресурсов республики. Были привлечены  необходимые органы управления, силы и средства.

Сейчас на федеральном уровне принимаются необходимые решения. Продолжительность режима чрезвычайной ситуации регламентирована решением  на муниципальном уровне. Это было решение Главы города, и оно было абсолютно своевременным, так как, все системы жизнеобеспечения на момент снятия режима ЧС были закончены.

 

По материалам официального сайта МЧС России

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8112) 79-54-14
Приемная начальника Главного управления
8 (8112) 79-99-99
Единый «телефон доверия»
emercom@60.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)