И.ВОРОБЬЁВА: 21 час 7 минут в столице, всем здравствуйте, добрый вечер, в студии Ирина Воробьёва. И как мы уже обещали, как я сегодня обещала даже несколько раз уже в эфире, у нас в гостях министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Пучков. Владимир Андреевич, здравствуйте.
В.ПУЧКОВ: Добрый вечер, Ирина.
И.ВОРОБЬЁВА: Да, глава МЧС, если так, покороче. Потому что...
В.ПУЧКОВ: Абсолютно правильно.
И.ВОРОБЬЁВА: Слушайте, у вас получаются очень длинные должности. Знаете, ваши сотрудники ко мне каждую неделю ходят и это, вот, несколько строчек каждый раз. Это впечатляет.
В.ПУЧКОВ: Но у нас есть и короткое название – МЧС России, Служба спасения, Emercom, в конце концов.
И.ВОРОБЬЁВА: Emercom, да. Спасибо, что пришли. Очень рада вас видеть в этой студии. Вопросов как всегда много. У вас такое министерство, которое отвечает сразу за все практически в этой стране. Я напомню нашим слушателям, что можно нам писать в эфир +7 985 970-45-45, и писать из Twitter’а, если вы пишете нам на аккаунт @vyzvon. Очень много сейчас сообщений идет из Пермского края, где авария была на пермском предприятии, там была вспышка, пострадавшие, погибшие. Сейчас там спасательные работы, насколько я понимаю, уже проведены и никакой угрозы населению там нет.
В.ПУЧКОВ: Все, что касается ситуации в Пермском крае, с первых минут наши подразделения во взаимодействии с соответствующими службами отреагировали. Была доведена необходимая информация, были привлечены силы. К сожалению, погибло 3 человека, пострадали люди, которым в установленном порядке оказывается медицинская помощь. Ситуация полностью под контролем.
И.ВОРОБЬЁВА: Такие предприятия, на которых происходят подобные вспышки или подобные аварии, которые не влекут за собой какую-то масштабную, к счастью, катастрофу, но, тем не менее, происходит гибель или люди пострадавшие, оно будет потом проверяться? Ну, как-то проверяется же потом?
В.ПУЧКОВ: Конечно. Все, что касается деятельности потенциально опасных объектов у нас на территории это зона пристального внимания соответствующих контрольно-надзорных служб. Но, конечно, в первую очередь ответственность за состояние безопасности технологических процессов и за защиту персонала в первую очередь отвечает руководство и собственники, владельцы этих предприятий.
И.ВОРОБЬЁВА: Ну, естественно, да. Но тем не менее, все это необходимо проверять. У меня такой к вам вопрос. Может быть, он из области фантастики, но тем не менее. В одном из регионов (вот сейчас просто не вспомню, в каком) было принято решение выводить какие-то опасные производства, все-таки, за пределы жилых, скажем так, зон. Это помогло бы избежать каких-то опасностей, ну, в частности, МЧС могло бы контролировать ситуацию или нет?
В.ПУЧКОВ: Ирин, я сразу хочу сказать, что эта работа проводится планомерно и давно. Выводятся все потенциально опасные производства из крупных городов и мегаполисов. Но эта работа осуществляется в плановом порядке, потому что в том числе мы должны проявлять заботу о тех людях, которые там работают, которые имеют соответствующие профильные специальности. И взять так просто перевести большое работающее предприятие с тем коллективом – это вопрос времени, и приоритет социальной защиты, потому что таких профессионалов, которые работают на этих предприятиях, у нас в стране не так много.
И.ВОРОБЬЁВА: Но тем не менее, есть некая стратегия, которая по выводу таких предприятий.
В.ПУЧКОВ: Стратегия есть, она целенаправленно реализуется и практически во всех крупных городах основные потенциально опасные производства уже выведены. Ну, мы должны понимать, что ряд производств, которые мы не в состоянии вывести за пределы городской черты, это водозаборы, это мясокомбинаты, это хладокомбинаты, которые в своих технологических процессах, тех же хладоустановках используют химически опасные вещества. Но и персонал, и люди, которые живут рядом, должны это знать, и уметь защитить себя и окружающих при возникновении таких нештатных аварийных ситуаций.
И.ВОРОБЬЁВА: Ну, кстати, это большой вопрос. Вот, в Москве, насколько я знаю, есть хладокомбинаты.
В.ПУЧКОВ: В том числе в Москве есть хладокомбинаты, перевозятся различные потенциально опасные грузы по железной дороге, автомобильным транспортом. Но все это осуществляется под пристальным контролем соответствующих служб и организаций.
И.ВОРОБЬЁВА: А люди, которые проживают с таким производством, они должны сами узнавать, что у них под окнами там что-то такое, ну, какое-то производство, которое в случае аварии нанесет им ущерб? Или это там их предупреждают как-то?
В.ПУЧКОВ: Ирин, абсолютно правильный вопрос. Во-первых, конечно, руководство предприятия должно предпринять все меры по доведению необходимой информации об опасностях технологических процессов, конечно, для своего работающего персонала, и до населения, которое проживает в потенциально опасной зоне. Кроме того, это ответственность органов местного самоуправления. И где крупные предприятия, обязанность субъектов РФ.
И.ВОРОБЬЁВА: Кроме того, если я ничего не путаю, у пожарно-спасательной охраны существует некая карта города, где отмечены опасные предприятия.
В.ПУЧКОВ: Ирин, у нас отработаны все паспорта безопасности, 83 субъекта РФ. У нас отработаны паспорта безопасности всех городов и населенных пунктов. Кроме того, мы на федеральном уровне, конечно, контролируем все критически важные крупнейшие объекты экономики. А все, что касается остальных объектов, они находятся под пристальным вниманием соответствующих органов управления на местах, и контрольно-надзорных служб.
И.ВОРОБЬЁВА: Ну, то есть в случае, если происходит пожар по такому-то адресу, люди, которые туда выезжают, знают, что там, например, находится склад или там находится хладокомбинат или жилой дом?
В.ПУЧКОВ: Конечно. Это один из важных аспектов нашей деятельности. Все наши подразделения – спасательные, пожарные, медицинские, психологические – знают территорию, которую они прикрывают, знают все объекты, которые находятся, тем более потенциально опасные, знают все маршруты выдвижения, подъезды, подходы. И выполнение всех мероприятий по защите персонала, по защите населения осуществляется, исходя из опасности и угроз, которые, возможно, возникнут на этом предприятии. Причем, я сразу хочу сказать, что все возможные последствия мы прогнозируем с учетом максимально потерь при том или ином виде опасности и угроз.
И.ВОРОБЬЁВА: Ну, то есть до того, как, не дай бог, что-то случится.
В.ПУЧКОВ: Конечно. Именно это постулат подготовки всех органов управления сил МЧС России. Любой человек, который оказался в беде на территории РФ, будь то гражданин или работник предприятия, он находится под защитой наших спасательных служб.
И.ВОРОБЬЁВА: Глава МЧС России у нас в эфире. И я так понимаю, что буквально накануне вы сделали довольно сенсационное заявление о том, что МЧС значительно сократит проверки предприятий малого бизнеса. Это довольно рискованное такое, мне кажется, заявление в том смысле, что малый бизнес – это вообще все, что угодно. Как же его не проверять-то так часто? Почему вдруг такое решение?
В.ПУЧКОВ: Ирин, я не считаю это какой-то сенсацией. Это наша работа. Во-первых, малые предприятия, средние предприятия – они работают и создают рабочие места, они делают очень большой вклад в экономику, решая социальные вопросы, вопросы здравоохранения. И, конечно же, мы как служба, которая предназначена для того, чтобы помогать людям и спасать людей, в первую очередь, конечно, защищаем и руководителей малых предприятий, и их персонал. Это с одной стороны.
С другой стороны, осуществляя контрольно-надзорные функции, мы сегодня уже переходим от системы администрирования к системе управления рисками, оценке реальной опасности и угрозы. И предоставляем право руководителям самим применять те или иные средства и способы защиты своего персонала, потому что они это знают лучше. Мы внедряем независимую оценку рисков, мы внедряем аудит, мы внедряем систему декларирования. Но мы должны понимать, что, сокращая количество проверок (а мы эту работу будем вести целенаправленно уже в следующем году), практически на порядок мы снизим количество проверок именно объектов малого и среднего бизнеса. Но при этом и руководители берут на себя ответственность за защиту своего бизнеса, с одной стороны. С другой стороны, за защиту своего персонала.
И.ВОРОБЬЁВА: Но вы высказали мнение, что малый бизнес вообще не надо проверять.
В.ПУЧКОВ: В перспективе, конечно, мы к этому придем. Но мы тоже откровенно должны понимать, что мы должны защищать и помогать конкурентоспособному, добросовестному предпринимателю, который выполняет все мероприятия по защите своего персонала, который эффективно работает и платит налоги, и в то же время мы должны создавать препятствия, чтобы защитить на рынке труда, на рынке конкуренции именно добросовестных производителей. Потому что вопросы безопасности – они тоже стоят денег.
И.ВОРОБЬЁВА: Да. Но скажите честно, Владимир Андреевич, если вам надоело слышать с разных сторон о том, что, вот, все эти проверки, там, санэпидемстанция, пожарные и прочее душат малый бизнес и не дают нам развиваться.
В.ПУЧКОВ: Сами разговоры на эту тему, конечно, они очень неприятны. Мы за последние 5-7 лет в этом направлении проделали большую, очень серьезную работу с соответствующими организациями. Это касается и Опоры России. Кстати, всех малышей я поздравляю – вчера Опоре России мы отметили 10 лет со дня основания. Это срок не большой, но работа проделана не маленькая. Я имею в виду «малыши» - так любовно их называет Борисов Сергей Ринатович, руководитель этой организации. На самом деле, это уважаемые предприятия малого и среднего бизнеса.
И.ВОРОБЬЁВА: Ну хорошо, ладно. Я не знаю, как у вас это получится, честно признаться. Но я так понимаю, что уже к концу этого года или в следующем году уже будет сокращено количество?
В.ПУЧКОВ: К концу этого года я поставил задачу, мы сократим проверки в 2 раза. Уже в 2012 году в 2 раза мы сокращаем количество проверяемых объектов малого и среднего бизнеса. А в следующем году на порядок.
И.ВОРОБЬЁВА: Ну, бизнес-то был рад? Вот, Опора России, например?
В.ПУЧКОВ: Я считаю, что это большой шаг навстречу друг другу – МЧС России в сторону малого бизнеса, малого бизнеса в сторону решения всех проблем безопасности жизнедеятельности населения и, конечно, персонала, который сегодня работает на этих предприятиях.
И.ВОРОБЬЁВА: Мне вот интересно, неужели в России можно доверять, ну, подавляющему большинству людей, которые так или иначе что-то свое открывают? Потому что примеров о том, как недобросовестно исполнялись какие-то и технические задачи, и задачи по безопасности, их очень много, к сожалению. И тем не менее, вы решили им довериться.
В.ПУЧКОВ: Дело в том, что другого пути, альтернативы у нас просто нет. Мы понимаем свою ответственность, и совместно с Опорой России проговорили все вопросы, и начинаем подготовку руководителей малых предприятий по вопросам безопасности жизнедеятельности. Потому что я профессионально могу сказать, что после крупного пожара и чрезвычайной ситуации 50% бизнеса не может восстановиться вообще. После различных катаклизмов, когда страдают люди, когда малые предприятия теряют профессиональный подготовленный персонал, они не в состоянии возобновить свою деятельность в течение года-полутора. А с учетом тех возможностей, которые у них есть, и с учетом того, что каждый последнюю копейку, свою душу, свое время вкладывает в свой бизнес, для каждого это трагедия. Поэтому, поверьте, это очень ответственные и очень сознательные люди. Им нужно подсказать, их нужно обучить. Причем, я подчеркиваю, мы будем обучать совместно безвозмездно.
И.ВОРОБЬЁВА: А при открытии предприятия все равно должна быть проверка же, правда? Это остается?
В.ПУЧКОВ: Никакой проверки при открытии малого предприятия не будет. Вы в установленном порядке решили открыть малое предприятие, зарегистрировали, открыли счет и работайте.
И.ВОРОБЬЁВА: Потрясающе. Я напомню, что в эфире радиостанции «Эхо Москвы» глава МЧС Владимир Пучков. И вот еще о какой инициативе я хотела спросить, которая была, я так понимаю, разработана МЧС России. В Государственную Думу был внесен законопроект об обязательном создании на горнодобывающих предприятиях спасательных команд. Эта инициатива была разработана МЧС. Зачем? И как это будет выглядеть?
В.ПУЧКОВ: Сегодня у нас уже работает порядка 9 тысяч человек – это те люди, которые работают в сложных условиях, в шахтах, на объектах металлургии, в строительстве и выполняют большой перечень тех задач. Для нас, профессионалов очень важно, чтобы при возникновении опасных факторов, различных опасностей, угроз внизу, там, где происходят реальные производственные процессы, был подготовленный человек, который с первой секунды при возникновении этих явлений правильно отреагирует, организует меры по защите персонала, по защите производственных и технологических процессов. Поэтому мы подготовили проект федерального закона, который отнормирует все эти вопросы, создаст условия по поддержке вспомогательных горноспасательных команд, и мы их совместными усилиями поднимем на качественно новый уровень. Это с одной стороны. А с другой стороны, мы по-новому начинаем решать вопросы технологической безопасности на этих тоже опасных производствах.
И.ВОРОБЬЁВА: Ну, то есть самые масштабные истории с шахтами – это, конечно, взрывы газа, взрывы метана, да? И всегда это влечет за собой, к сожалению, большое количество жертв, большое количество погибших. Вот этот законопроект, о котором мы сейчас с вами говорим, он призван как-то уменьшить эту историю, как-то ее нивелировать?
В.ПУЧКОВ: Он в том числе не только, конечно, минимизирует все такие трагические последствия, он в первую очередь будет направлен на выполнение мероприятий профилактики, снижение рисков и других проблем при выполнении сложнейших технологических процессов. Потому что каждый человек, который профессионально подготовлен в области безопасности, проведения спасательных работ, оказания первой помощи, он, конечно, профессионально в том числе отрабатывает необходимые технологические операции на своем рабочем месте.
И.ВОРОБЬЁВА: И необходим закон, чтобы все это работало? Без закона не получается?
В.ПУЧКОВ: Конечно. Первый этап этой работы без закона мы уже сделали, как я сказал, у нас 9 тысяч ребят уже работают сегодня. Но нам нужно значительное увеличение количества вспомогательных – это наши помощники – вспомогательных соответствующих подразделений, это с одной стороны. С другой стороны, мы должны предоставить социальный пакет, социальные гарантии, чтобы стимулировать наших ребят решать эти задачи, проходить профессиональную подготовку, изучать средства и способы защиты себя и окружающих, и изучать новые технологии безопасности производства, в том числе своевременно поднимать вопросы безопасности перед своими руководителями.
И.ВОРОБЬЁВА: Наши слушатели задают вопросы очень такие, знаете, бытовые и конкретные. Я не буду их озвучивать в эфире, потому что их, действительно, очень много.
В.ПУЧКОВ: Ирин, ну, озвучьте – я готов ответить на все вопросы, даже самые острые.
И.ВОРОБЬЁВА: Один из них я сейчас озвучу, но я так понимаю, что на сайте МЧС вы создали страничку «Диалог с министром» и туда тоже можно задавать такие вопросы.
В.ПУЧКОВ: Да. На сайте МЧС России открыта специализированная страничка, где я в прямом эфире готов рассмотреть все обращения ко мне. И каждый, кто обратился, в установленном порядке получит четкий, внятный, конкретный ответ. Спасибо.
И.ВОРОБЬЁВА: Я советую нашим слушателям воспользоваться этой историей. Ну а наш слушатель, ну, он задает вопрос про правила. То есть он спрашивает, как можно говорить об инновациях, если, например, нельзя использовать штепсельные розетки на складах, компьютеры можно, а розетки нет? То есть это просто есть пункт в правилах, который нашего слушателя сильно раздражает, и просит он министра, чтобы министр отменил этот пункт правил.
В.ПУЧКОВ: Хорошо. Абсолютно правильная постановка вопроса. Если где-то есть избыточные такие вопросы, избыточные требования, мы внимательнейшим образом рассмотрим. И если на конкретном складе не нужны такие требования, мы, конечно же, их отменим. Но! Там, где из-за неправильно установленной розетки завтра сгорит не только склад, но и сгорит все офисное помещение и все соседи, которые живут рядом, это тоже проблема. Поэтому все, что касается вопросов безопасности, все, что касается вопросов нормирования, это предмет работы соответствующих специалистов, экспертов, ученых.
И.ВОРОБЬЁВА: Скажите, а часто приходится?.. Ну, вот, часто обращаются, может быть, жители или бизнесмены, или, может быть, даже ваши подчиненные, которые говорят «Вы знаете, вот здесь, мне кажется, в правилах мы как-то перегнули немножечко. Давайте разогнем в обратную сторону?» Разгинается?
В.ПУЧКОВ: Ирин, очень хорошо разгинается. Мы когда в установленном порядке приняли технический регламент, общие требования пожарной безопасности, в том числе достаточно жестко отнормировали ряд вопросов. Я приведу один пример. Мы отнормировали ширину внутридомовых проездов 6 метров. И когда столкнулись с реальностью в наших городах, особенно в мегаполисах, мы сейчас это требование отменили и отправили их в другой документ, где соответствующие органы управления, структуры будут самостоятельно принимать такие решения, но уже под их ответственность.
И.ВОРОБЬЁВА: Ну, кстати, это тоже выход – передача ответственности. В случае, если люди сильно недовольны какими-то вещами, пусть тогда сами отвечают за свою безопасность. Но единственное, что, конечно, все равно потом скажут, что это МЧС недоглядело – тут уже ничего не сделаешь.
В.ПУЧКОВ: Ну, я должен сказать, что мы к этому относимся спокойно и с пониманием. Это наша работа. С одной стороны, мы должны обеспечить систему безопасности жизнедеятельности населения. А с другой стороны, она должна быть абсолютно разумная, она должна быть включена во всю органичную нашу систему жизнедеятельности.
И.ВОРОБЬЁВА: 21 час 25 минут в столице. Я хочу вот о чем спросить. Появляются в ленте периодически сообщения о том, что самолет с пострадавшими от такой-то ЧС вылетел в Воронеж, чтобы привести в Москву пострадавших, или в Дагестан, или в Грецию за больной россиянкой. Как это происходит? То есть, вот, например, это случилось за границей. Почему именно МЧС должен это делать и должен ли вообще? Вот, кто-то там находится в тяжелом состоянии после какой-нибудь аварии, например. Понятно, что надо перевозить в Москву, понятно, что нельзя перевозить никак кроме специализированного борта. Как это происходит?
В.ПУЧКОВ: Ирин, все это происходит по очень простой причине, потому что каждый гражданин, который оказался в сложной ситуации или на территории России, или за ее пределами, конечно, находится под защитой государства. И мы, МЧС, Служба спасения обязаны помогать гражданам. Все, что касается нашей работы на территории РФ, приходят к нам обращения. Мы по жизненным показаниям пострадавших определяем возможность эвакуации и оперативно, энергично и быстро все это организуем. Причем, у нас созданы специализированные медицинские модули, которые позволяют эвакуировать людей в очень тяжелом состоянии на большие расстояния. У нас тесные контакты с соответствующими медицинскими подразделениями, которые в состоянии принять больного и оперативно оказать ему помощь.
Все, что касается нашей работы за рубежом, мы прекрасно понимаем, что наши граждане, в основном, едут туда отдыхать.
И.ВОРОБЬЁВА: Конечно.
В.ПУЧКОВ: Не все изучают особенности того региона, той страны, куда они приезжают. И попав в сложную жизненную ситуацию, ДТП или отравление, или любая нештатная ситуация, конечно же, они начинают пользоваться той страховкой, которая у них есть. Но мало кто из них понимает, что та страховка, с которой мы с вами, уважаемые коллеги и друзья, выезжаем за рубеж, она покрывает только маленькую толику медицинских расходов на Западе. И когда человек, попав в сложную ситуацию и в медицинском центре не может получить специализированную квалифицированную помощь, у него 2 выхода.
И.ВОРОБЬЁВА: Даже боюсь спросить, какие.
В.ПУЧКОВ: Первый и основной, МЧС России реагирует – приедем, спасем, доставим, потому что наш гражданин должен быть защищен. Ну, кстати, Ирин, пользуясь случаем, я еще раз хотел бы обратиться к нашим гражданам, особенно тем, кто выезжает за рубеж. Прежде, чем покупать самые дешевые, горящие туры, внимательно изучите опасности и угрозы, которые есть в том регионе или в той стране. Это во-первых. Во-вторых, внимательно изучить те пункты страхового полиса и той страховки, которая нам с вами соответствующая компания вручает. И в-третьих, быть очень аккуратными и осмотрительными. И я надеюсь, тогда работы у нас, у спасателей будет меньше.
И.ВОРОБЬЁВА: Но вообще часто обращаются с такими вопросами в такой ситуации?
В.ПУЧКОВ: Я должен сказать, что уже в этом году из зарубежа мы провели более 20 специализированных операций по вывозу наших граждан. Все, что касается РФ, мы уже выполнили более 40 специальных рейсов для доставки наших граждан в соответствующие лечебные учреждения – это не считая нашей каждодневной работы. У нас работает соответствующая Служба спасения в Москве и в Московской области, мы в опытном режиме прикрываем трассу Москва-Санкт-Петербург, и наша санитарная авиация во взаимодействии с субъектами РФ уже активно и энергично выполняет все задачи по оказанию помощи гражданам, которые попали в ДТП, которые попали в сложную ситуацию и вообще по жизненным показаниям мы оказываем помощь людям.
И.ВОРОБЬЁВА: А вот я понимаю, когда человек один, попал в ДТП, ему надо обращаться в МЧС, чтобы помогли. В случае, если произошел где-то, в любой стране мира катаклизм, мы просто видим, как, например, МИД России начинает выдавать сразу же сообщения на ленты, мол, там не было россиян или, наоборот, там были россияне. Вот, вы эти случаи отслеживаете? Или там тоже надо обращаться к МЧС, чтобы произошла эвакуация?
В.ПУЧКОВ: Все, что касается всех происшествий, чрезвычайных ситуаций природного характера, техногенного характера, первый, кто узнает у нас в РФ, это, конечно, МЧС России. Потому что у нас создана система космического мониторинга, у нас есть межведомственное и межгосударственное взаимодействие практически со всеми странами мира, и мы первые как спасатели узнаем о всех проблемах, которые происходят с россиянами за рубежом.
Потом подключаются, конечно, наши посольские службы, консульства и начинается планомерная работа по решению всех проблем. Все, что касается нашей работы за рубежом, осуществляется по прямому решению или председателя правительства, или президента РФ.
И.ВОРОБЬЁВА: Глава МЧС у нас в России, ну а мне напоминают, что, конечно, не разгинается, а разгибается. Ну, я уж так увлеклась загибанием и загинанием, что не смогла удержаться. Извините. Продолжается эфир, и сейчас новости на «Эхе», а потом в эту студию вернемся и будем также беседовать с главой МЧС России Владимиром Пучковым.
НОВОСТИ
И.ВОРОБЬЁВА: 21 час 35 минут в столице, продолжается вечерний эфир. И я напомню, что у нас в гостях глава МЧС России Владимир Пучков. Мы, кстати, только что говорили о помощи гражданам, которые попали в беду за границей. Наш слушатель задает вопрос, на который, честно говоря, я так, сама даже не знаю примерно ответ. Борис, который живет в Техасе, спрашивает: «Существует ли подобная помощь для тех, кто проживает за границей?» Ну, то есть, вот, попал человек в беду за границей, ну, он россиянин, но он там проживает, вот, вы сможете ему помочь, если что?
В.ПУЧКОВ: Борис, любой гражданин РФ в любой точке земного шара, который оказался в сложной жизненной ситуации, должен знать, что МЧС России окажет ему необходимую помощь.
И.ВОРОБЬЁВА: Я надеюсь, Борис, который проживает в Техасе, ему никогда не придется к вам обращаться, с ним все будет хорошо. Но если мы говорим еще, продолжаем про заграницу, многих поразила подготовка США к надвигавшемуся тогда еще урагану Сэнди. Ну, поскольку это все показывали в прямом эфире очень много, как бы вы оценили подготовку властей к этому надвигающемуся урагану и предупреждение горожан, конечно?
В.ПУЧКОВ: Я, в целом, профессионально оцениваю очень высокую подготовку наших коллег в США. Это касается и деятельности органов управления, и соответствующих сил, и тех людей, которые выполняли необходимую миссию, включая волонтеров. Это с одной стороны. С другой стороны, я могу откровенно и прямо сказать, что в том числе и у нас в России эти вопросы решаются на высоком уровне. Я могу привести пример Дальнего Востока, когда мы за трое-четверо суток провели оповещение населения, выполнили все необходимые превентивные мероприятия. И потери были минимальные.
И.ВОРОБЬЁВА: Вообще насколько эта методика, которую использовали американцы, поскольку вы, наверняка, общаетесь с вашими коллегами из других стран, насколько сильно все это отличается от того, что происходит в России?
В.ПУЧКОВ: Все наши службы работают в тесном взаимодействии друг с другом, в прямом контакте. Кстати, после урагана я предложил своим коллегам помощь буквально в тот же день. Мы трое суток – спасатели, водолазы, специалисты – просидели в самолете в ожидании приглашения. Но с учетом той ситуации, которая складывалась, запроса от наших коллег не поступило. Они поблагодарили нас за готовность и сказали, что ситуация под контролем и они справляются своими силами. Но вот буквально 2 дня назад от них пришел запрос о поставке гуманитарной помощи, мы благополучно все это сделали, двумя бортами МЧС было доставлено порядка 50 тонн груза, 20 тысяч одеял. И я сегодня от своего коллеги получил большое благодарственное письмо на эту тему.
И.ВОРОБЬЁВА: То есть гуманитарная помощь, все-таки, нужна. А отслеживаете?.. Ну, то есть обстановку я не собираюсь спрашивать, но, вот, отслеживали, когда надвигался ураган? То есть понятно, что это не территория России, но тем не менее, вот, как-то у вас службы за этим следили?
В.ПУЧКОВ: Все такие крупномасштабные события в мире в обязательном порядке отслеживаются нашим национальным центром управления в кризисных ситуациях. Мы доводим всю необходимую информацию до граждан, потому что так сегодня сложилось, что очень большое количество россиян перемещается по земному шару. Они выезжают с территории России. Сегодня они находятся в Санкт-Петербурге, завтра они могут быть в Лос-Анджелесе, в Сан-Франциско, в Нью-Йорке или в Токио и, конечно, они должны знать ту ситуацию, которая там складывается, и те опасности и угрозы, которые могут встретиться.
И.ВОРОБЬЁВА: Многие обратили внимание на то, как это происходило, потому что, ну, американцы как-то умеют это делать и каким-то образом весь мир в прямом эфире наблюдал за надвигающимся ураганом и за тем, как это все происходило. Мы знаем, что некоторые города США поделены на зоны, да? Там, зона А, зона В, зона C, зона D и так далее. У нас, может быть, тоже в каких-то городах или регионах такое есть? Потому что понятно, что Москва, в общем... Или она тоже поделена на какие-то зоны?
В.ПУЧКОВ: У нас вся территория страны, конечно же, имеет свои нормы риска. Все опасности и угрозы у нас определены, сформированы, созданы паспорта безопасности. Именно по этим паспортам осуществляются все необходимые превентивные меры. Все, что касается деятельности смерчей, ураганов, извержения вулканов в том числе мы отслеживаем в реальном масштабе времени, и через интернет-сообщество, иногда по телевидению нашим гражданам показываем и доводим.
Я, кстати, могу привести очень простой пример. Когда в начале октября я проводил встречу руководителей чрезвычайных служб стран АТЭС в городе Владивостоке, на второй день мы поменяли план нашей работы. Потому что учение у нас было запланировано на вторую часть дня и в том числе морская прогулка для участников нашей встречи. И когда я как министр МЧС вечером сказал «Уважаемые господа, мы меняем наши планы, потому что завтра после обеда будет очень плохая погода, сильный ветер, шквалистый и до 15-20, местами до 25 метров в секунду, шторм и ливневые дожди». И когда мы в 10 часов вышли и начали проводить учения, была прекрасная погода, штиль. Коллеги говорят «Ну, наверное, наши русские друзья ошиблись». Но когда к обеду небо заволокло тучами, подул ветер, ну, я принципиально сказал «Корабль будет стоять и морская прогулка, как мы обещали, будет организована. Но параллельно будет организован автобус, и будет прогулка по Владивостоку, по суше». К кораблю так никто и не подошел. И когда коллеги сели в автобус, кроме потоков воды на стеклах Владивостока они так и не увидели, потому что это стихия, это природные явления, которые человечество пока в состоянии спрогнозировать, отследить их перемещения, но предпринять какие-то конкретные меры, чтобы окончательно минимизировать риски и опасности, это невозможно. Мы можем просто людей предупредить и выполнить минимально необходимые предупредительные меры.
И.ВОРОБЬЁВА: В этом году исполнилось, я помню, юбилей был у гражданской обороны. У меня в эфире были ваши коллеги, которые очень много мне рассказывали про гражданскую оборону. Ну, не знаю, насколько это можно оценить. Насколько люди вообще в России готовы к тому, что что-то может произойти? Насколько они готовы к тому, чтобы защитить себя самого и свою семью, как вы считаете?
В.ПУЧКОВ: Я хочу сказать, что, в целом, конечно, мы отмечали не юбилей. Мы выполнили целый комплекс мероприятий и продолжаем их выполнять по повышении готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны к выполнению задач по предназначению. Самая главная задача – использование возможностей и ресурсов по профилактике и ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и пожаров вот сегодня. Гражданская оборона работает каждый день. Все, что касается подготовки населения, в целом, проделана большая работа, но я, все-таки, хотел бы, чтобы каждый гражданин знал меры безопасности, как он должен себя вести, чтобы не попасть в трудную жизненную ситуацию или в сложную комбинацию. Если попал, как адекватно грамотно себя вести и оказать в случае необходимости помощь себе и окружающим. В этом вопросе, уважаемые друзья, вместе с нами, профессионалами МЧС России есть, над чем работать.
И.ВОРОБЬЁВА: Ну, кстати говоря, если мы говорим о тех людях, которые попали в сложную ситуацию, в беду, мы уже не первый раз в этом эфире, в том числе с вами много раз обсуждали номер 112 и каждый раз речь идет о том, что, вот, мы его только запускаем, вот, только начинаем, только внедряем. Как сейчас обстановка?
В.ПУЧКОВ: Ирин, абсолютно правильный вопрос. Сегодня у нас в стране эффективно работает телефон «01», телефон Службы спасения. В крупных городах мы внедряем единый телефон Службы спасения 112 – эта работа осуществляется в плановом режиме с учетом очень большой территории нашей страны, с учетом того, что не везде и, к сожалению, особенно на окраинах еще есть современные коммуникации. Эта работа осуществляется в плановом порядке, и мы ее планируем завершить в течение ближайших 2-3 лет в полном объеме на всей территории страны.
И.ВОРОБЬЁВА: Просто смотрите, какая история. Номер 112 – это тот номер, который можно набрать с любого мобильного, даже если сети нет, там сигнал SOS можно набрать. Но как выстроена система? На кого человек попадает? Он же, ну, понятно, что звонит не только в случае пожара или не только, чтобы скорую вызвать. Он попадает в сложную ситуацию и не знает, в какую службу ему обратиться. На кого он попадает, когда звонит 112?
В.ПУЧКОВ: Я хочу сразу сказать, что в любой сложной жизненной ситуации звоните по телефону 01. Служба спасения, при любой проблеме мы отреагируем, и первые, кто приедут, спасатели и пожарные. Второе, если нужно, приедет служба охраны общественного порядка с телефона 02. Скорая медицинская помощь, коммунальные службы и все другие структуры. Все, что касается создаваемой системы 112, это единая диспетчеризация, это единая система управления всеми силами и средствами, которые предназначены для оказания помощи людям. Это с одной стороны. С другой стороны, мы получаем независимый аудит и контроль за качеством работы всех наших оперативных служб.
И.ВОРОБЬЁВА: Ну вот у вас есть некоторые регионы, где так называемые пилотные зоны России по созданию системы 112, например, Курск был такой пилотной зоной. То есть там уже не пробный вариант, там уже работающая система. Она там себя оправдала? Она там работает уже?
В.ПУЧКОВ: Ирина, очень правильный вопрос. Все, что касается Курской области, республики Татарстан, в Москве, в ряде других субъектов РФ, территорий, эти телефоны уже работают параллельно с действующими телефонами 01,02, 03 и 04. И показали свою очень высокую эффективность, потому что время реагирования сократилось, в среднем, от 10 до 17 процентов. О чем это говорит? Это говорит о том, что каждый 5-й человек, который оказался в беде, помощь получит быстро, качественно и эффективно.
И.ВОРОБЬЁВА: Ну вот наша слушательница Екатерина поправляет, что нельзя позвонить с мобильника 01 – можно позвонить 001. Нельзя, действительно, 01, 02, 03, но можно добавить еще один 0 и тогда у вас получится, ну, или набрать номер 112 и попросить соединить с той службой, которая... Если я правильно понимаю, по крайней мере, в Москве это работает так.
В.ПУЧКОВ: Абсолютно правильно. Дело в том, что мы должны понимать, наши слушатели сегодня внимательно... Хотел сказать «слушатели слушают», но это абсолютно правильно. Слушатели слушают нас очень внимательно в различных точках земного шара, и каждый должен понимать, что в Европе это свои номера, в Штатах это 911, в Европе 112. У нас на территории России в том числе с мобильника в некоторых регионах есть разные комбинации. И все мы должны понимать. И знать, кстати, заранее знать, как и куда дозвониться.
И.ВОРОБЬЁВА: Единственная просьба. Возможно, это моя личная просьба, потому что мне приходится, к сожалению, набирать номер 112. Так уж вышло, что пройти мимо чего-то у меня не получается. И пока там не сидит оператор, который бы отвечал на все звонки, пока это переадресация то на пожарных, то на полицию, то на скорую и не очень понятно, куда и что, собственно, этим людям говорить.
Вопрос наши слушатели задают на номер +7 985 970-45-45, а Владимир Андреевич пытается позвонить по 112, очевидно. Да? Вы в прямом эфире пытаетесь позвонить?
В.ПУЧКОВ: Ирин, да, вот, я, все-таки, как федеральный министр должен проверять, в том числе то, что мне докладывают мои подчиненные. Набрал 112, девушка...
И.ВОРОБЬЁВА: И включился автоответчик.
В.ПУЧКОВ: Нет. Нежным женским голосом говорит, что если пожарная охрана, наберите 1...
И.ВОРОБЬЁВА: Ну да, все правильно.
В.ПУЧКОВ: Я не стал дальше это делать, чтобы не пугать народ. Все-таки, в прямом эфире министр позвонил по телефону 01. Представляете реакцию диспетчера?
И.ВОРОБЬЁВА: Ну, проверка связи, да. Единственное, что...
В.ПУЧКОВ: Давайте диспетчер пусть делом занимается.
И.ВОРОБЬЁВА: Я об этом, собственно, и говорю, что включается автоответчик. А хотелось бы, конечно, чтобы включался диспетчер. Потому что раньше, когда была Московская Служба спасения, в Москве можно было позвонить диспетчеру. А сейчас позвонить можно только на единый номер.
В.ПУЧКОВ: Ирина, мы над этим работаем, работаем совместно с нашими коллегами из других министерств, с соответствующими структурами на местах. И поверьте, в ближайшее время эта служба заработает очень быстро и эффективно.
И.ВОРОБЬЁВА: Ну вот слушатель наш Рупрехт спрашивает: «Почему нельзя установить один экстренный номер для всей России? Он будет 112».
В.ПУЧКОВ: Для всей России будет единый номер всех служб, которые работают на благо людей, 112. Но, коллеги, вы должны с пониманием отнестись к решению этой проблемы. Все, что касается жизни и здоровья людей, здесь не должно быть никаких экспериментов, никаких опытных площадок – это должна быть эффективно работающая система. Как только соответствующие специалисты ее отладят, она сразу заработает. Сегодня у нас эффективно работает телефон 01, телефон Службы спасения. Ну и, конечно, наши коллеги из МВД, из Минздрава, субъектов РФ, наши коллеги из службы Горгаза и коммунальщики также очень эффективно работают.
И.ВОРОБЬЁВА: Наши слушатели также задают вопрос об оснащении, собственно, ваших же подчиненных, вопрос о модернизации пожарных частей, закупке и замене пожарных автомобилей, увеличении штатов пожарных и так далее, и так далее. Как часто вы проводите, не знаю, проверки готовности и наличия того или иного оборудования у ваших сотрудников?
В.ПУЧКОВ: Такие проверки мы проводим постоянно. Кстати, в субботу я отработал в городе Санкт-Петербурге, посетил 2 пожарные части, пообщался с личным составом, посмотрел бытовые условия, изучил личную экипировку, технику, снаряжение, оснащение. Дал, кстати, поручение по улучшению качества и количества техники и оборудования, которая есть. Это касается нашей каждодневной работы. Все, что касается решений правительств РФ, они приняты, утверждена программа переоснащения МЧС России современными техническими средствами, она реализуется уже второй год, 30 ноября мы будем подводить предварительные итоги. В результате реализации этой программы 80% техники, технического оснащения в МЧС России будет отвечать всем требованиям мировых стандартов.
И.ВОРОБЬЁВА: А как вы проводите, не знаю, проверки эффективности деятельности своих подчиненных? Ну вот смотрите, периодически появляются сообщения «Вот там кого-то где-то поймали за руку, что-то там такое случилось, кто-то из чиновников МЧС нарушил законодательство» или появляются сообщения, что «Вот, приехали, а у них там ничего нету». Вот, есть какой-то надзорный орган внутри министерства, который своих же сотрудников проверяет? Потому что вы же понимаете, что кроме вашего министерства... То есть, когда говоришь «МЧС России», у подавляющего большинства людей в стране, слава богу, реакция, что это люди, которые спасают, делают это экстренно. И когда такие сообщения появляются, это, в общем, пошатывает немножечко.
В.ПУЧКОВ: Я сразу хочу сказать, что нас пошатнуть практически невозможно. У нас нет такой службы, которая занимается системой внутренней безопасности, расследованием. У нас и не должно ее быть. У нас есть прямой диалог с населением, у нас есть прямой диалог с бизнес-сообществом. Каждый такой факт, который выявляется... К сожалению, я могу прямо сказать, что такие люди находятся и среди контрольно-надзорных органов, и других специалистов. Такие факты мы выявляем, выжигаем каленым железом. С такими сотрудниками прощаемся. А если они нарушили федеральное законодательство, с ними разбираются в установленном порядке правоохранительные структуры. Но я сразу хочу сказать, что это категорические исключения, потому что у нас работают люди по призванию, потому что человек спасатель, человек пожарный, человек, который готов помогать другим людям, поверьте, у него совершенно другие жизненные ценности.
И.ВОРОБЬЁВА: Я вот что хочу спросить. По итогам этого лета, когда случилось наводнение в Крымске и все то, что происходило уже после него, огромное количество было людей, которые взялись помогать, ну, то есть такие вот, добровольные, да? Поехали в Крымск там или они там собирали где-то гуманитарную помощь. Вот, это такой порыв, который, в общем-то, был, еще когда было задымление, если вы помните пожар 2010 года. Просто тогда было чуть слабее.
Вот, по итогам, наверное, Крымска хотелось бы спросить исключительно об этом, как вы теперь после этого расцениваете добровольцев? Потому что это же не ваши добровольцы-пожарные, это же совсем другая история, да? Вот, как бы вы оценили работу добровольцев в Крымске и вообще, в целом, вот это все движение?
В.ПУЧКОВ: В целом, мы очень давно и плодотворно взаимодействуем с различными общественными объединениями, которые работают в области безопасности жизнедеятельности, в том числе, конечно, взаимодействуем и с волонтерскими организациями, и волонтерами. Очень активно планируем развивать нашу совместную работу дальше. Все, что касается требований законодательства РФ, мы внимательно изучили и необходимые изменения подготовлены. В том числе в закон о защите населения и территории, где четко формализованы взаимоотношения соответствующих органов управления и соответствующих общественных объединений. Я должен сказать слова благодарности и признательности всем волонтерам. Для нас поддержка волонтеров, добровольцев, общественных объединений очень важна и актуальна – это с одной стороны. С другой стороны, те люди, которые готовы по зову сердца, по зову души приехать в сложнейшие условия, работать и помогать людям, которые оказались в беде, они в том числе нуждаются и в общественном одобрении, в общественной поддержке и таком, очень уважительном отношении к себе.
Я считаю, что мы каждого волонтера и добровольца должны знать в лицо, должны знать, где они живут, и постоянно их поддерживать.
И.ВОРОБЬЁВА: У меня вот еще какой вопрос. Вот, мы периодически там касаемся каких-то вопросов, даже не только с вами, но и с вашими коллегами, которые здесь, в частности, приходят с огромным количеством бумаг, каких-то документов и так далее, и так далее. И становится понятно, что МЧС – в общем-то, такая, очень забюрократизированная система, в которой точно так же, как и во всех других ведомствах, двигаются бумаги по ведомству, они просто двигаются и двигаются. Вот, каким образом это все происходит? То есть, с одной стороны, МЧС – это экстренная служба, которая экстренно должна реагировать на какие-то вещи. И с другой стороны, вот этот поток бесконечных бумаг и бюрократии внутри ведомства.
В.ПУЧКОВ: Бюрократии у нас нет. Вся наша оперативная служба работает в реальном масштабе времени. Звонок любого гражданина и 45 секунд наши спасательные, пожарные и другие подразделения выезжают на реагирование, это с одной стороны. С другой стороны, конечно, минимально необходимые формализованные вещи мы обязаны делать. Допустим, при вылете самолета мы обязаны согласовать маршрут. Если мы летим над другими странами, мы согласовываем в установленном порядке пролеты. Поэтому это одна из необходимых и неотъемлемых частей нашей работы. Но поверьте, это очень маленькая толика, и мы этому уделяем также постоянное и пристальное внимание. В том числе я дал команду продолжить работу, и мы приняли на себя обязательства сократить внутренний документооборот ровно в 2 раза.
И.ВОРОБЬЁВА: Ровно в 2 раза?
В.ПУЧКОВ: Ровно в 2 раза.
И.ВОРОБЬЁВА: Надоело?
В.ПУЧКОВ: Надоедает иногда. Излишние бумаги, документы. Все-таки, мне лично нравятся больше практические дела, реагирование и результаты нашей повседневной деятельности.
И.ВОРОБЬЁВА: Смотрите, до Нового года осталось еще достаточно много времени, больше месяца. Но тем не менее, все службы готовятся к Новому году со страшной силой, потому что вот эти... Во-первых, сам Новый год и новогодние праздники. Уже начали готовиться или еще нет?
В.ПУЧКОВ: Хороший вопрос. Первое. Я бы всем нашим слушателям порекомендовал заранее запастись подарками с тем, чтобы перед Новым годом не создавать проблему ни себе, ни окружающим, потому что будет транспортный коллапс, а наши Службы спасения, пожарные подразделения, подразделения спасателей работают в этот период в усиленном режиме. Это с одной стороны. С другой стороны, конечно, мы осуществляем комплекс превентивных мероприятий, потому что новогодние праздники – это очень напряженный для нас период. Почему? Потому что проводятся новогодние елки, проводятся утренники, проводятся корпоративы. И когда люди начинают праздновать, поверьте, работы нам прибавляется. Я хотел бы еще раз обратиться ко всем нашим слушателям, быть в новогодние праздники предельно собранными, внимательными и не допускать никаких катаклизмов, тем более пожаров и чрезвычайных ситуаций. Спасибо.
И.ВОРОБЬЁВА: Очень я сомневаюсь, что они будут собранными в период новогодних праздников, если честно.
В.ПУЧКОВ: Но надо к этому стремиться.
И.ВОРОБЬЁВА: Смотрите. Почему я спросила про новогодние праздники? Потому что, наверняка, есть какой-то средний уровень происходящих там ДТП, техногенных и так далее, то есть средний уровень, не знаю, операций или выездов, или спасаемых людей, там, в день, в неделю, в час или в месяц. Наверняка, вот там новогодние праздники – это такая шкала вверх. А есть, действительно, какие-то усредненные цифры, там не знаю, МЧС спасает там...
В.ПУЧКОВ: Понятно. Усредненные цифры, конечно, у нас есть. Каждые сутки у нас на боевое дежурство заступает 51 тысяча человек личного состава. Как я сказал, 45 секунд и мы выезжаем на реагирование. У нас находится авиация под эгидой ООН, которая обязана перекрывать Европу, Северную Африку, готовность к вылету в любую точку земного шара 3 часа. Кроме того, мы ежесуточно тушим 400 пожаров, ликвидируем 10, 15, 20 крупномасштабных чрезвычайных ситуаций, реагируем на каждое второе ДТП, извлекаем неразорвавшиеся боеприпасы времен Великой Отечественной войны...
И.ВОРОБЬЁВА: В Иркутске как раз сейчас было.
В.ПУЧКОВ: Да. И выполняем много других больших и серьезных задач. И сегодня я могу сказать, что ежечасно наша служба спасает 27 человеческих жизней. Даже, вот, за время эфира, Ирина, пока мы с вами говорим, 27 человек в здравии вернулись к своим родным, близким и чувствуют себя прекрасно. Спасибо.
И.ВОРОБЬЁВА: Полторы минуты до конца эфира. Забыла спросить очень важную для меня вещь. Была история совершенно загадочная с пропавшим самолетом АН-2. И его перестали искать. Ну, прошло уже достаточно длительное время. Все-таки, просто уже нету, я так понимаю, никаких данных, где можно искать, да? И много ли сил было потрачено на то, чтобы найти этот Ан-2?
В.ПУЧКОВ: Ирина, было несколько этапов осуществления этой большой и сложной операции. Ее осуществляли непосредственно после потери связи с самолетом, ее осуществили осенью, когда ушла листва. И все равно все необходимые мероприятия в установленном порядке по поиску пропавшего самолета продолжаются в установленном порядке.
И.ВОРОБЬЁВА: То есть не прекращаются? Все равно в любом случае?
В.ПУЧКОВ: Поиски не прекращаются. Я хотел бы еще раз заверить всех родных, близких и знакомых тех людей, которые пропали, что вопрос находится на постоянном контроле и все, что касается организации поиска, они осуществляются.
И.ВОРОБЬЁВА: Спасибо большое. Глава МЧС России Владимир Пучков был в эфире радиостанции «Эхо Москвы». Несмотря на то, что мы с вами про новогодние праздники поговорили, я, все-таки, рассчитываю вас увидеть до Нового года в этой студии еще раз и подвести некие итоги года. Я думаю, что вам будет, что сказать, уж это точно. Раз уж за этот час ваше ведомство спасло, в среднем, 27 человек, я думаю, что к Новому году мы с вами подведем еще какие-нибудь итоги вашей деятельности. Спасибо большое.
В.ПУЧКОВ: Ирина, спасибо вам. Я обязательно приду. Я благодарен тем слушателям, которые слушали наш диалог. Желаю всем удачи. Всего доброго. И я уверен, что у всех нас впереди большие, хорошие, светлые праздники. Но, пожалуйста, профессиональный совет: заботьтесь о личной безопасности и безопасности тех людей, которые рядом с вами, близких, родных и знакомых. Удачи, всего доброго.
По материалам официального сайта МЧС России