16 февраля 2022, 09:12
12022
22 минуты

Цикл очерков-интервью «Я работаю в ГИМС» (Алексеев Александр Викторович, государственный инспектор по маломерным судам инспекторского участка № 1 в г. Гдове)

За время работы в ГИМС неоднократно приходилось выезжать по служебным делам в инспекторский участок № 1 в г. Гдове. Всегда у меня присутствовало чувство радостного ожидания от встречи с большим водоемом, как местные говорят «морем» и коллегами из дружного гдовского инспекторского участка, которым еще со времен существования спасательной станции руководит Дубченко Виктор Владимирович. Знал, что после выполнения поставленных руководством центра рабочих задач будет чаепитие и разговор по душам.

Гдовское подразделение Центра ГИМС Главного управления на особом счету. Ведь инспекторский участок обслуживает акваторию Чудского озера, площадь которого составляет 2613 квадратных километров, причем его длина составляет свыше 100 километров, а ширина более 40. Кроме того, в зону ответственности участка помимо Чудского озера входят и другие водоемы Гдовского и Плюсского районов. О том, как это удается подразделению из трех госинспекторов, в каких условиях им приходится работать, специфике большого водоема пойдет речь в этом очерке-интервью.

Второй герой нашего рассказа родился в Свердловской области, а в Гдов попал, когда ему был один год. Отец Александра родом из Гдова и после рождения сына перевез семью к себе на родину.

Представляем вниманию читателей государственного инспектора по маломерным судам инспекторского участка № 1 в г. Гдове Алексеева Александра Викторовича.

Александр, добрый день! Я знаю, что ты один из ветеранов ГИМС – ведь на работу ты устраивался в далеком уже 2003 году. А как получилось, что стал работать в ГИМС? Что предопределило выбор профессии?

Добрый день! По образованию я учитель физкультуры и закончил великолукский филиал московского областного государственного института физической культуры. Девять лет отработал в гдовской общеобразовательной школе учителем физкультуры. Это были 90-е годы, времена были сложные и зарплату не всегда платили вовремя. В это время я узнал, что в Гдове создается поисково-спасательный отряд, обратился к ним и с учетом моего образования, спортивных достижений и морально-деловых качеств был принят на работу спасателем. За время работы в ПСО  г. Гдова продвинулся по служебной лестнице до заместителя начальника отряда.

По роду деятельности мне часто приходилось взаимодействовать с работниками спасательной станции ГИМС, которая в то время находилась в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Руководил станцией Дубченко Виктор Владимирович. По складу характера я не руководитель и в руководящей должности чувствовал себя не в своей тарелке. И как-то после одного из наших совместных мероприятий у меня с Дубченко состоялся разговор по душам, после чего тот предложил мне перейти на работу в спасательную  станцию водолазом. Так и состоялось мое знакомство с ГИМС.

Помню себя в детстве: сначала мечтал стать военным как оба моих деда, потом в старших классах школы решил, что буду работать в уголовном розыске, что и произошло позже. А кем ты хотел стать в детстве? Как менялись мечты, какое образование получил?

Не помню, что мечтал в детстве о чем-то конкретном. Началось всё с того, что лет с 12 стал увлекаться зимними видами спорта – это были лыжи. Помню, как сразу физически окреп, и улучшилось самочувствие (ведь до этого я часто болел и пропускал занятия в школе). К окончанию школы помимо зимних я уже увлекался и летними видами спорта – футболом, легкой атлетикой, туризмом, спортивной стрельбой и постоянно ездил на различные соревнования – районные, областные и зональные. Сдал на второй взрослый разряд в лыжных гонках.

После окончания школы стал вопрос: куда поступать. Мне очень хотелось поступить в г. Ленинград в военный институт физкультуры, но не сложилось. Поэтому подал документы в филиал московского областного государственного института физической культуры в Великих Луках, куда и поступил. Студенческая жизнь была очень интересной – мы постоянно ездили на сборы, принимали участие в соревнованиях. Сейчас как память о том времени храню большую стопку разных дипломов и почетных грамот – за победы и призовые места в соревнованиях.

Кстати спортивная закалка и выносливость очень пригодились мне в ГИМС. Ежегодно летом проводились водно-моторные соревнования среди государственных инспекций по маломерным судам Северо-Западного федерального округа. С 2007 году я входил в команду псковского ГИМС. В 2010 году, когда соревнования проводились в Пскове, наша команда заняла второе место и в качестве приза инспекции  вручили  надувную лодку «Фаворит 470Д» с мотором «Ямаха». А так в общей сложности участвовал в соревнованиях 8 раз. Очень интересные были поездки по всему Северо-Западу, знакомства и обмен опытом с коллегами из ГИМС других регионов.

Кто были твои наставники, когда ты пришел на работу в Центр ГИМС, с кого брал пример в работе? Какие усвоил главные уроки профессии госинспектора ГИМС?

Моими первыми наставниками были Дубченко Виктор Владимирович – руководитель спасательной станции в г. Гдове, а в настоящее время руководитель инспекторского участка № 1 в г. Гдове и Денисов Олег Владимирович – инспектор ГИМС. Они и научили меня азам работы в ГИМС. Учился умению общаться с людьми, навыкам работы с техникой.

Ваш инспекторский участок обслуживает очень серьезный район – это акватория Чудского озера. В связи с этим вопрос, какие факторы необходимо учитывать в организации работы, какая специфика существует при работе на таком крупном водоеме?

Большой водоем – это, прежде всего, погодный фактор. Погода на Чудском озере переменчива и не предсказуема – только что светило солнце и вдруг налетает ветер, поднимается волна и начинается ливень. Всё это надо учитывать рыбакам, отдыхающим, и нам – инспекторам ГИМС.

Озеро имеет очень большие размеры и охватить его мероприятиями контрольно-надзорной деятельности, когда в штате инспекторского участка всего три госинспектора,  проблематично.

Как ты считаешь, что самое сложное на твой взгляд в работе госинспектора?

Самое сложное, на мой взгляд, в работе госинспектора – это работа с населением. Люди все разные. И ты не знаешь, что от них можно ожидать. Бывает, что при проведении мероприятий контрольно-надзорной деятельности мы выявляем административное правонарушение, начинаем составлять протокол и гражданин начинает вести себя не адекватно, хамит, говорит, что если мы будем составлять на него протокол, он сейчас позвонит влиятельным людям и нам не поздоровится. Иногда приходится привлекать для разрешения ситуации сотрудников полиции, но это бывает редко.

Или бывают случаи, когда нарушитель не может самостоятельно расписаться в административном протоколе, потому что он неграмотный.  

Не просто идет процесс цифровизации при оказании гражданам государственных услуг, население к этому не полностью готово, многие живут еще понятиями 90-х годов.

Два десятка лучших лет жизни отданы работе в ГИМС. Если сравнить обстановку на водоемах области 20 лет назад и сейчас, какие произошли изменения? И вообще, что изменилось в жизни ГИМС за эти двадцать лет?

Конечно раньше было проще и по рабочей нагрузке на одного инспектора, общему количеству исполняемых документов. Основной объем работы составляли регистрация маломерных судов, проведение освидетельствований маломерных судов, допуск к эксплуатации пляжей, баз (сооружений для стоянок) маломерных судов. Поднадзорные маломерные суда, выходившие в озеро, были, как правило, под управлением местных жителей. Административная практика выглядела иначе, чем сейчас – в отношении нарушившего лица оформлялось предупреждение. Так мы просуществовали примерно до 2005 года. С переходом госинспекции в МЧС России многое изменилось.

Если сравнить начало работы в инспекции по маломерным судам и сегодняшний день, когда было легче и интереснее работать?

Сейчас сложнее  и интереснее.  Повысились требования к служебной деятельности, упорядочилось многое в нормативной базе. За последние лет 15 с повышением уровня жизни людей, на озере стало много иногородних на современных судах – и рыбаков-любителей и отдыхающих. Контингент изменился значительно.

В материальном обеспечении в ГИМС за эти двадцать лет также произошли изменения. Начались регулярные поставки техники: участок получил новые маломерные суда, автомашину, компьютерную технику. Работать стало проще и комфортнее. Однако ресурс у техники тоже не беспредельный, необходимо регулярное обновление, как автомобильного парка, так и маломерного флота. Но самая главная наша проблема на сегодняшний день – это старое административное здание участка, а если говорить откровенно, то необходимо строительство нового здания. 

Какое влияние на работу оказывает специфика маленького города , когда все друг друга знают и как складываются взаимоотношения с судоводителями на воде?

Отработав в школе 9 лет, через меня прошли сотни выпускников, плюс к этому я знал и их родителей. Поэтому иногда проходя по улице, со мной здороваются на первый взгляд незнакомые люди. А  потом вспоминаешь, что это мой бывший выпускник, или кто-то из его родственников. Большая часть мужского населения города Гдова занимается промышленным и любительским рыболовством – мы их тоже знаем, потому что постоянно пересекаемся с ними на озере.

Местные, как правило, всегда соблюдают все необходимые требования, предъявляемые к комплектации судна и документации. Нет проблем с регистрацией, освидетельствованием судов.  Большинство проблем возникают с приезжими.

Какие самые распространенные нарушения допускают владельцы маломерных судов на Чудском озере? Какой процент нарушений приходится на долю приезжих из других регионов? Кто ведет себя более дисциплинированно на водоеме – местные или приезжие? Возникают ли конфликтные ситуации, требующие вмешательства правоохранительных органов?

Самые распространенные нарушения на озере – статья 11.7 (нарушение правил плавания), статья 11.10 (нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на маломерных судах) и часть 1 статьи 11.8.1 (управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном) КоАП РФ. В основном, люди второпях забывают на берегу в машине спасательные жилеты, документы на право управления маломерным судном.

Конфликтные ситуации возникают - ведь мы работаем с людьми. Иногда ситуация требует вмешательства правоохранительных органов – человек не идет на контакт, начинает угрожать. Тогда приезжают сотрудники гдовского отдела полиции, и получается совсем другой разговор. Наша большая проблема в незащищенности госинспектора от хамства и грубости граждан.

Все мы знаем, что контроль за оперативной обстановкой на воде обеспечивается работой многих взаимодействующих структур. С кем налажены рабочие контакты, кого можно, на твой взгляд  отметить в положительную сторону?

По роду деятельности взаимодействуем с различными структурами, такими как поисково-спасательный отряд г. Гдова, администрация Гдовского района, главы волостей, отдел внутренних дел, погрануправление, рыбнадзор, охотнадзор. Мы организуем и проводим совместные мероприятия  по надзору и контролю на воде, мониторингу ледовой обстановки, по профилактике. Наиболее тесные контакты установились с отделом ГОиЧС  Администрации Гдовского района.

Приходилось ли за время работы в ГИМС спасать людей в ходе происшествий на воде?  

Да, приходилось. Запомнился случай, произошедший более 10 лет назад. В один из пасмурных и дождливых октябрьских дней руководитель инспекторского участка Дубченко Виктор Владимирович проезжал вдоль берега Чудского озера недалеко от деревни Колоколово. Остановил машину, вышел на берег, уже начинало смеркаться. Вдруг со стороны озера раздались крики о помощи. Что делать? Лодки с собой не было, нужно было возвращаться на базу. Я в тот день был ответственным по инспекторскому участку и находился на работе. Пока он вернулся на базу, и мы выдвинулись к месту происшествия, прошло достаточно много времени. Но на наше счастье, в тот день в этом районе в свободное от работы время на рыбалке находились два наших работника участка -  водитель Николаев Николай Алексеевич и капитан-моторист Клякин Владимир Викторович. Они  также слышали крики о помощи и, подойдя на своем маломерном судне к месту происшествия, спасли двух рыбаков, терпящих бедствие. По их словам, когда они вышли к месту происшествия, то обнаружили такую картину: перевернутая фанерная лодка «Кефаль», один рыбак был полностью в воде и держался, зацепившись за край лодки локтями, а другой был в спасательном жилете и плавал вокруг лодки. Добраться до берега при таком раскладе у них шансов не было.

При проведении ночных и вечерних поисков на воде есть своя специфика: вода в это время суток скрадывает видимость и поэтому при свете даже мощного фонаря на расстоянии 5-10 метров ничего не видно.

А за то спасение мои коллеги Клякин и Николаев были награждены ведомственной медалью МЧС России «За спасение погибающих на водах».

Периодически возникали ситуации, когда я принимал участие в мероприятиях по спасению людей с севших на мель судов, рыбаков-любителей с оторвавшегося льда.

А бывали ли когда-нибудь курьезные ситуации при выполнении профилактических мероприятий и мероприятий контрольно-надзорной деятельности?   

Конечно такие ситуации периодически происходят. Иногда получалось так, что при проверке документов на право управления судном, у меня на руках оставались документы судоводителя.  Почему так получается: обычно при проверке стараемся не отвлекать людей от рыбалки, тем более, если все в порядке, то отъезжаем и подходим к другим лодкам на озере. Завершив контрольно-надзорные мероприятия, мы уезжаем с водоема и возвращаемся в инспекторский участок. Начинаем разбирать документы, и тут обнаруживается, что все документы судоводителя у меня. И вот как найти человека, ведь номер мобильника я у него не брал – зачем, если все документы в порядке. Конечно, можно было бы через полицию установить личность, пробить через базу данных МВД, но всегда как-то удавалось решить все без участия полиции – всё-таки многих людей мы знаем лично, а если нет, то знакомые знакомых их знают. С иногородними сложнее.

Бывают, что шалят гидроциклисты. Проходим по озеру, видим – навстречу летит несколько человек на гидроциклах, делаем им отмашку белым флагом. Нулевая реакция. Ну ладно, тогда идем к месту спуска водных мотоциклов, «сидим, пьем чай с печеньем» и ждем. Через какое-то время появляются наши клиенты, у них закончился бензин. На наши вопросы начинают мямлить, что не  заметили отмашку, глаза от солнца слезились, извиняться и т.д. Конечно не заметишь, если несешься по воде со скоростью 100 км. в час! Проверяем документы, и если есть нарушения, оформляем административные протоколы.

Ещё был один случай в Раскопельском заливе недалеко от деревни Сосно. Подошли к берегу, руководитель участка Дубченко В.В. занимается оформлением протокола в отношении нарушителя, а я сошел на берег и иду в сторону стоянки автотранспорта. Вижу, как подъехала машина. Хозяин машины выгружает надувную лодку, начинает качать баллоны. Из машины выходит женщина и начинает носить к берегу рыболовные снасти, сумки, мангал, продукты. Я подхожу к нему и представляюсь – госинспектор ГИМС Алексеев, находимся в заливе для осуществления мероприятий контрольно-надзорной деятельности. Надеюсь, что у вас все необходимые документы и спасательные средства в наличии. Он молчит и продолжает надувать баллоны. Потом произносит: «А у меня нет ничего».  Я говорю ему, что не могу разрешить выход на воду. А он говорит, что приехал сюда за 200 километров из Санкт-Петербурга. Предлагает мне оформить на него протокол, добавляя, что обязательно его покажет жене, как доказательство, что он точно был на рыбалке на Чудском озере!  В это время, услышав нашу беседу, подходит женщина и спрашивает: «Вы на него, что протокол будете оформлять?» Я поясняю, что в такой ситуации как у них на воду выходить нельзя. Больше всего меня поразила ее реакция: «А можно и мне такую бумагу, мне для мужа надо!».

В должностные обязанности госинспектора по маломерным судам помимо контрольно-надзорной деятельности входит и проведение профилактической работы среди населения. В связи с этим, вопрос: насколько важным является аспект профилактической работы в общем объеме должностных обязанностей госинспектора? Если взять, например, работу с рыбаками-любителями, выходящими в запрет выхода на лед на акваторию Чудского озера. Какая еще работа должна проводиться, чтобы не возникало впредь необходимости привлекать силы спасателей ПСО г. Гдова, сотрудников полиции, погрануправления для спасения рыбаков весной с оторвавшихся льдин?

Профилактика всегда была и остается одним из самых важных направлений нашей деятельности. Помимо работы в образовательных учреждениях, организациях, предприятиях профилактическая работа проводится и на акватории Чудского озера. В зимнее время мы привлекаем сотрудников погрануправления, ПСО, у которых имеются суда на воздушной подушке. Также проводим контроль за выставлением муниципальными образованиями запретительных аншлагов в местах массового выхода на лёд.

На мой взгляд, чтобы не приходилось для спасения рыбаков с оторвавшегося льда по тревоге поднимать спасателей, ГИМС, пограничников есть только одно решение: данная работа должна вестись комплексно – не только профилактикой, но и реальными штрафами в отношении граждан, нарушивших запрет выхода на лед. На моей памяти за последние годы таких прецедентов не было. К сожалению, госинспекторы ГИМС не уполномочены составлять протоколы за выход на лёд в период действия запрета . Это вопросы компетенции местных муниципальных образований.

На протяжении многих лет знаю тебя как исполнительного, ответственного госинспектора, имеющего стабильные показатели в контрольно-надзорной деятельности и профилактической работе. Как удается справляться с профессиональным выгоранием, ставишь ли перед собой какие-то новые цели, горизонты?

Работа интересная, мне она нравится и профессионального выгорания у себя я не заметил. По складу характера я не карьерист и к начальствующим высотам не стремлюсь.  Сейчас много новых вызовов, касающихся глобальной цифровизации процесса предоставления государственных услуг. Поэтому основная задача для меня перейти на цифровые рельсы и оказывать помощь гражданам в предоставлении государственных услуг в полном объеме.

Что, по-твоему, можно изменить или улучшить в нашей службе? Какие есть минусы и плюсы? С точки зрения госинспектора, какие существуют проблемные вопросы, которые необходимо решать изменением законодательства и нормативной базы?

Плюс нашей работы  - это общение с гражданами. Много новых знакомств, интересных людей, постоянно новые впечатления. Не бывает одинаковых патрулирований, рейдов.   

Отдельно хотел бы остановиться на вопросах административной практики: со вступлением в силу Федерального закона от 26.07.2019 № 217-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», для судоводителей маломерных судов в несколько раз увеличен размер административных штрафов за нарушение статьи 11.8. КоАП РФ «Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления». Максимальные суммы штрафных санкций достигают 15-20 тысяч рублей. На мой взгляд, это очень много и несоизмеримо с тяжестью проступка и низким уровнем жизни местного населения.

Как семья относится к твоей работе, хватает ли времени на семейные дела?

Моя семья относится положительно к моей работе, жена с которой мы уже 32 года вместе, привыкла к моему графику работы. Дети выросли и живут самостоятельно, подрастают внуки. На семью времени хватает.

Какие увлечения у тебя есть помимо работы?

Главное мое хобби – охота. Раньше в более молодом возрасте я занимался спортом, участвовал в соревнованиях. С особой теплотой вспоминаю время, когда играл полузащитником в районной футбольной команде «Чайка», с которой выступал на районных и областных чемпионатах по футболу.



Беседовал Виктор Питолин,

начальник отдела БВО Центра ГИМС

Главного управления



Эта статья полезна?
100% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8112) 79-54-14
Приемная начальника Главного управления
8 (8112) 79-99-99
Единый «телефон доверия»
emercom@60.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)