Цикл очерков-интервью «Я работаю в ГИМС»
Очередной герой нашего цикла очерков-интервью живет в городе Великие Луки – неофициальной южной столице нашей области. Там дислоцируется инспекторское отделение № 2 Центра ГИМС Главного управления. Подразделение численностью восемь человек располагается на острове Дятлинка – одном из самых живописных мест города.
Зона ответственности инспекторского отделения охватывает г. Великие Луки и восемь поднадзорных районов: Великолукский, Бежаницкий, Локнянский, Пустошкинский, Новосокольнический, Куньинский, Усвятский, Невельский.
Площадь обслуживаемой территории составляет 16,9 тыс. кв.км, что составляет около 30 % всей территории Псковской области. На юге области сосредоточена основная масса озер. Здесь располагаются наиболее крупные озера, которые тянутся полосой в широтном направлении. К ним относятся Жижицкое, Двинь-Велинское, Большой и Малый Иван, Полисто, Урицкое, Невельское, Але, каждое из которых площадью более 1 000 га. Наиболее крупная река - Ловать длина реки 530 км, впадает в озеро Ильмень.
Площадь обслуживаемой территории велика, это является одним из факторов, обуславливающим специфику деятельности подразделения – большие временные затраты при переездах от водоема к водоему, в связи с этим большой расход ГСМ и износ техники. Здесь помогает знание и анализ оперативной обстановки на поднадзорных водоемах, грамотная организация и планирование работы. Всеми этими качествами в полной мере обладает старший государственный инспектор по маломерным судам – руководитель инспекторского отделения № 2 в городе Великие Луки Загнетов Павел Андреевич, интервью с которым мы представляем вниманию наших читателей.
Павел, добрый день! В этом году исполняется 15 лет, как ты работаешь в ГИМС. Почему ГИМС, что повлияло на выбор профессии?
Добрый день! В студенческие годы все старались где-то найти работу или подработку, знакомый предложил на то время идти работать техником в ещё тогда (2007 год) инспекторский участок Центра ГИМС № 4. Работа для меня была легкой, с компьютерной техникой я был на «ТЫ», тем более она не мешала мне подготавливаться к защите диплома в институте - с этих низов я и познакомился со всеми нюансами работы в ГИМС.
Кем ты хотел стать в детстве, какие были мечты?
Особой целеустремленности с детства к какой-либо профессии у меня не было. Наверное, как и все мальчишки, хотел быть водителем, потом бизнесменом, ну и так далее, в зависимости от того, как менялось со временем общество и его скрытое навязывание устоев. С малых лет меня тянула и манила различная техника, велосипеды, мопеды, мотоциклы, автомобили, различная электроника. Дедушка и отец любили природу, рыбалку, всегда в свободное время организовывали семейные выезды на природу. Возможно, любовь к природе и заманила меня «прикипеть» к работе в ГИМС.
Кто были твои наставники, когда ты пришел на работу в Центр ГИМС, с кого брал пример в работе? Какие усвоил главные уроки профессии госинспектора ГИМС?
Определенных наставников не было, учился этой профессии сам лично, до всего доходил сам, брал лучшее от своих коллег! Ответственность, исполнительность, выдержанность, выносливость – качества, которые постоянно проверяют меня на прочность в работе госинспектора ГИМС.
Инспекторское отделение обслуживает всю южную зону области. Какие факторы необходимо учитывать в организации работы, какая специфика существует в работе? Как ты считаешь, что самое сложное на твой взгляд в работе госинспектора?
Факторов, которые надо учитывать в работе – достаточно много, особенно тех, которые негативно влияют на работу нашего подразделения и ГИМС в целом, причем не только на региональном уровне.
Для госинспектора, на мой взгляд, самое важное – это умение грамотно и правильно общаться с гражданами при выполнении контрольно-надзорной деятельности и ведению регистрационно-экзаменационной работы. Знать и уметь пользоваться нормативно-правовыми документами по части своей непосредственной работы в первую очередь и не только.
Для старшего госинспектора, естественно, актуальны все вышеперечисленные качества госинспектора, плюс умение собрать нужный коллектив, наладить и сохранять здоровую атмосферу в подразделении.
Если сравнить обстановку на водоемах области 15 лет назад и сейчас, какие произошли изменения? И вообще, что изменилось в жизни ГИМС за эти годы?
С доброй улыбкой вспоминаю работу 15 лет назад, когда на воде вообще никто не знал, что такое ГИМС, а маломерные суда необходимо регистрировать и иметь на борту спасательные средства. Как следствие этого - высокая гибель людей на воде, как ни печально, но это факт. Естественно сейчас каждый владелец водного транспорта знает, какие требования должны выполняться при пользовании маломерным судном. В голову уже нескольким поколениям (можно так сказать) заложены элементарные правила поведения на воде в периоды весеннего таяния льда, летнего отдыха на воде и периода становления ледового покрытия в осенне-зимний период. Ведь профилактическая работа проводилась и проводится нарастающими темпами сотрудниками ГИМС не только в средствах массовой информации (радио, телевидение, печатные СМИ, интернет), но самое важное - в общеобразовательных учреждениях (детских садах, школах, ВУЗах).
Какие самые распространенные нарушения допускают владельцы маломерных судов? Возникают ли конфликтные ситуации, требующие вмешательства правоохранительных органов?
Самые распространенные нарушения – это отсутствие на борту спасательных средств или отсутствие при себе документов на маломерное судно, конечно, подчеркну, уже далеко не в тех количествах, которые были 15 лет назад. Как я и говорил, для госинспектора самое важное – это умение грамотно и правильно общаться с гражданами. Естественно не обходится и без таких ситуаций, которые требуют вмешательства правоохранительных органов.
За время работы в ГИМС лично приходилось спасать людей в ходе происшествий на воде?
Приходилось! Самый запоминающийся, насколько помню – это был какой-то городской праздник. Мы дежурили на катере и обеспечивали безопасность на воде на реке Ловать.
Издалека я обратил внимание на купающегося мужчину в ковбойской шляпе, который периодически нырял в воду, а шляпа оставалась над водой, как поплавок! Быстро среагировав на ситуацию, на полном ходу катера мы подлетели к нему, и я уже сам, находясь наполовину в воде, ухватился за цепочку на шее практически ушедшего под воду пьяного молодого человека!
Парня мы вытащили на берег и передали его товарищам, которые даже и не поняли, что произошло! Скорее всего, они бы в тот момент не заметили пропажу товарища! С того времени я закрепил на практике, что тонущие при купании не кричат о помощи!
А бывали ли когда-нибудь курьезные ситуации при выполнении профилактических мероприятий и мероприятий контрольно-надзорной деятельности?
Один курьёзный случай произошёл при проведении патрулирования в низовьях реки Ловать, это был весенний период времени, река стала из-за разливов полноводна и позволяла ходить по ней практически до самой административной границы Великолукского района. В ходе патрулирования был проверен владелец маломерного судна, который естественно встретить ГИМС в этом забытом всеми краю не рассчитывал. В итоге: ему проведена лекция на тему безопасности на воде и вручено постановление с квитанцией, после чего мы распрощались, но как оказалось ненадолго! Упаковав все свои кодексы и документы в папку, мы были готовы к работе на воде дальше, но... подвёл мотор, который отказывался заводиться! Тишина и молчание зависли над группой, обстановка становилась напряженной. Ситуация оказалась очень непростой из-за отсутствия зоны покрытия мобильной связи, течения, унесшего лодку более чем на 15 километров от города, отсутствия поблизости населенных пунктов. В тот момент мы поняли, что ночевать придётся в катере и дрейфовать до ближайшего населенного пункта до утра. Почти смирившись с мыслью ночлега в катере при +8-10 градусах тепла, как вдруг из-за поворотов и шумящего потока реки послышался звук мотора, поднимающегося по реке навстречу к нам. Какое же было удивление, когда издалека показалась лодка нашего нарушителя! Несмотря на выписанный штраф, «нарушитель» не бросил нас в беде и добуксировал против течения до города.
В должностные обязанности госинспектора по маломерным судам помимо контрольно-надзорной деятельности входит и проведение профилактической работы среди населения. В связи с этим, вопрос: насколько важным на твой взгляд является аспект профилактической работы в общем объеме должностных обязанностей госинспектора?
Как я уже говорил выше, профилактика происшествий и гибели граждан на водных объектах играет ключевую роль в нашей работе. Исходя из 15-летней практики, благодаря активной работе в средствах массовой информации, граждане значительно поменяли своё отношение к безопасности на воде. Дети уже с начальных классов знают правила поведения на воде. Количество погибших на воде за эти годы сократилось в разы!
Как семья относится к твоей работе? Хватает ли времени на семейные дела?
На работе приходится проводить много времени, причем специфика такова, что работаем в выходные и праздничные дни, когда домашние дома, поэтому не всегда находишь понимание у своих близких. Естественно с семьей хотелось бы проводить больше времени!