В сентябре в Центре ГИМС Главного управления МЧС России по Псковской области проходил конкурс на звание «Лучший государственный инспектор по маломерным судам». В нем приняли участие государственные инспекторы по маломерным судам инспекторских подразделений Центра ГИМС из Пскова, Великих Лук, Гдова и Опочки.
Сегодня наш гость государственный инспектор по маломерным судам инспекторского отделения № 1 Центра ГИМС Главного управления Подгаецкий Игорь Ростиславович, который в этом году стал лучшим по профессии в региональном этапе конкурса.
Игорь Ростиславович, добрый день. Поздравляю Вас с победой в конкурсе. Вы не так давно работаете в Центре ГИМС – около трех лет. В конкурсе принимали участие госинспекторы имеющие стаж работы 10 и более лет, некоторые ранее сами становились лучшими. Поэтому конкуренция была жесткая. Полагаю, что от этого Ваша победа выглядит более весомой и значимой. Как Вы сами оцениваете свой успех, думали, что сможете стать лучшим по профессии?
Считаю, что самому оценивать свои успехи это неприлично. А вот, что стану лучшим по профессии точно не думал. Просто выполнял свою работу. Действительно в Центре ГИМС много инспекторов с большим опытом работы и достойных этого звания. Тем более, что некоторые из них учили меня работе. Так что это не только моя заслуга, а и заслуга всего коллектива и специалистов Центра ГИМС, в чем я им сильно благодарен.
В детстве кем хотели стать? На кого учились, и что повлияло на окончательный выбор профессии?
В детстве, как и у всех, были разные мечты, но с возрастом взгляды и предпочтения менялись и, в итоге, к окончанию 8-го класса, очень хотелось стать врачом, а именно — оперирующим хирургом. Окончил медицинское училище и собирался поступать в академию во время срочной службы в армии, но время выдалось неспокойное, начало 90-х годов. В стране и в обществе происходило много перемен. Конфликты, командировки. Сроки поступления откладывались. Остался служить по контракту в Вооруженных силах. На военную пенсию вышел рано. Пробовал себя в других профессиях, но все как-то не складывалось. А работа госинспектора ГИМС мне по душе и, скажем так, более привычна.
Кто были Ваши наставники, когда пришли на работу в Центр ГИМС, с кого брали пример в работе?
Наставниками моими были такие же инспектора, только более опытные, а также специалисты из Центра ГИМС. Старался от каждого взять что-то полезное.
Как организована работа государственного инспектора по маломерным судам, какая есть специфика. Что самое сложное на Ваш взгляд в работе госинспектора?
В работе инспектора в последние годы произошли глобальные изменения. Полностью поменялась ведомственная законодательная база. Упор сделан на цифровизацию процессов оказания государственных услуг гражданам – от действий по регистрации маломерных судов и до аттестации на право управления маломерным судном. Появились новые информационные системы. Налаживается электронное взаимодействие с другими ведомствами. Поступает новое, современное оборудование и техника. Сейчас в нашей работе самое сложное — не отставать от всех происходящих процессов. Буквально каждый день приходится учиться чему-нибудь новому.
Как складываются взаимоотношения с судоводителями, какие самые распространенные нарушения допускают владельцы маломерных судов на псковских водоемах? Возникают ли конфликтные ситуации, требующие вмешательства правоохранительных органов?
Взаимоотношения с судоводителями складываются по-разному, но, в основном, люди понимают, к чему приводит бесконтрольность. Скажу одно — пока, работая в должности государственного инспектора, врагов не нажил. Правонарушения, в большинстве своем, не серьезные. Люди забывают дома документы: судовые билеты, удостоверения на право управления маломерным судном. Конфликтных ситуаций практически не бывает. Есть, конечно, отдельная категория судоводителей, но мы их хорошо всех знаем и знаем как себя с ними вести. Тем более, патрулирование водоемов мы часто проводим с сотрудниками линейного отдела полиции и судоводители об этом знают.
За время работы в ГИМС лично приходилось спасать людей в ходе происшествий на воде? С чем связаны происшествия такие обычно? По причине чего они происходят?
Да, в прошлом году пришлось спасать человека в реке Великой недалеко от Ольгинского моста. 28 июля 2021 год в инспекторское отделение № 1 г. Пскова Центра ГИМС Главного управления по системе «112» поступила информация о тонущем человеке в реке «Великая» вблизи «Ольгинского моста» г. Пскова.
После получения сообщения мы с напарником - госинспектором по маломерным судам Полевым Сергеем Михайловичем немедленно выдвинулись на патрульном катере в район Ольгинского моста.
По прибытию была произведена разведка на месте, в результате которой в воде был обнаружен тонущий мужчина, который с трудом удерживался на воде, пытаясь звать на помощь. Работы по разведке и спасению характеризовались сложными погодными условиями, связанными с прохождением над городом грозового фронта с сильным ливнем, усилением ветра и высокой волной. Нам с трудом удалось подвести к тонущему спасательный круг, за который он смог зацепиться. Затем мужчину подняли на борт лодки. К тому моменту он практически находился в бессознательном состоянии. На борту пострадавшему мы оказали первичную медицинскую помощь, чтобы не допустить переохлаждения он был укрыт и защищен от дождя и ветра.
За этот случай нас наградили медалями «За спасение утопающих».
Такие вот происшествия практически все связаны с употреблением спиртных напитков. Вода нетрезвым шансов практически не оставляет.
А бывали ли когда-нибудь курьезные ситуации при выполнении профилактических мероприятий и мероприятий контрольно-надзорной деятельности?
Смотря что называть курьезным. Вспоминаю один такой эпизод: как-то во время проведения мероприятий по надзору на реке Великой нас решил подразнить гидроциклист. Когда мы пытались к нему подойти с проверкой — он резко стартовал и на высокой скорости уезжал от нас. Когда разворачивались уходить — он возвращался обратно. В итоге у него на середине реки закончился бензин, и нам пришлось помогать ему добраться до берега. Здесь очень уместна будет пословица «Не плюй в колодец…».
В должностные обязанности госинспектора по маломерным судам помимо контрольно-надзорной деятельности входит и проведение профилактической работы среди населения. В связи с этим, вопрос: насколько важным на Ваш взгляд является аспект профилактической работы в общем объеме должностных обязанностей госинспектора? Как подрастающее поколение воспринимает проводимую нами работу в учебных заведениях?
В нашей работе нет мелочей. Профилактика тоже очень важный аспект. В начале зимы и весной предупреждаем рыбаков об опасности выхода на лед. Некоторые разворачиваются и уходят на берег. У других увлечение и азарт берут верх. Но я считаю, что если даже один или два человека не пошли на опасный лед или не поехали на автомобиле — это уже весомый результат нашей работы.
В учебных заведениях нас очень хорошо встречают дети. Внимательно слушают, задают много вопросов, рассказывают интересные истории из своей жизни, благодарят. По возможности приглашаем учащихся к себе в отделение.
Очень хорошо нас всегда встречают в интернатах. Преподаватели так и говорят, что этим детям дома рассказать о безопасности поведения некому. Поэтому всегда в таких местах стараемся провести более полные беседы, оставить на память больше агитационных материалов, подарить детям карманные календарики, закладки в учебники, на которых размещена полезная информация о правилах поведения на воде.
Отдельно хотел бы остановиться на вопросах взаимодействия. С какими структурами установлены рабочие отношения, совместно с кем проводится работа по обеспечению безопасности людей на воде?
Про полицию я уже сказал ранее. С Псковской таможней разработан план взаимодействия, регулярно выходим на совместные патрулирования Псковского озера. Также осуществляем взаимодействие с сотрудниками транспортной прокуратуры, с пресс-службой Главного управления и с ГТРК «Псков». Плотно работаем с общественными организациями, яркий пример это ВОСВОД. Часто выходим патрулировать с внештатными инспекторами. Так же взаимодействуем с администрацией города Пскова и с пограничной службой.
Мои наблюдения показывают, что присутствие сотрудников силовых структур дисциплинирует судоводителей и имеет воспитательный эффект.
Что дает импульс в работе, ставите ли перед собой какие-то новые цели, горизонты?
Что дает импульс в работе? Да просто работа интересная. Увлекает. Что-то получается хорошо, что-то не очень, а хочется, чтобы получалось всё. Работаем, бывает где-то ошибаемся, много учимся, опять работаем. Как говорят: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Что, по-Вашему, можно изменить или улучшить в нашей службе? Какие есть минусы и плюсы? С точки зрения госинспектора, какие существуют проблемные вопросы, которые необходимо решать изменением законодательства и нормативной базы?
Изменений у нас сейчас произошло и происходит очень много. Как я уже говорил, поменялись ведомственные нормативно-правовые акты. Поменялись, как я считаю в лучшую сторону. Однако что касается кодекса об административных правонарушениях, то в него изменения пока не внесены и получается много несоответствий, а очень хотелось бы, чтобы этих несоответствий не было.
Еще много на наших водоемах судов, которые нам не поднадзорны, то есть зарегистрированы в коммерческих судовых реестрах. Судоводители таких судов очень вольготно чувствуют себя на водоемах. Представителей контролирующих их органов в Псковской области нет, а выездных проверок практически не бывает. Я считаю, что эта ситуация по своему, если так можно выразится, расхолаживает наших судоводителей. И с этим что-то нужно делать и чем быстрее — тем лучше.
Как семья относится к работе? Хватает ли времени на семейные дела? Какие увлечения есть помимо работы?
В семье к моей работе относятся хорошо, никогда не слышал нареканий и плохих слов, хотя времени свободного совсем мало, особенно в сезон открытой воды. Но это все компенсируется тем, что осознаешь то, что ты кому-то полезен, что делаешь нужное дело.
На увлечения, конечно, тоже остается мало времени. Увлекаюсь больше тем, что связано с природой. Люблю дачу, люблю собирать грибы. Люблю охоту и рыбалку. Хотя, честно признаюсь, сейчас и не вспомню, когда летом удавалось посидеть с удочкой у воды. Зимой конечно свободного времени больше.
Что можно посоветовать гражданам, которые хотят стать государственным инспектором по маломерным судам?
А тем, кто решил стать государственным инспектором по маломерным судам могу сказать только одно — это работа по призванию и эту работу нужно любить. Через коленку, как говорят, точно ничего не получится.
Беседовал Виктор Питолин,
начальник отдела БВО Центра ГИМС
Главного управления