История пожарной охраны Псковской области

Правительственные акты довоенного периода, начиная с 1925 года, сообщения местной печати и документы архивного фонда позволяют сделать вывод, что история зарождения и развития МПВО в Псковской области проводилась по двум направлениям: по линии государственных мероприятий и общественной деятельности под девизом: «Дело обороны - дело всех трудящихся».

Добровольные общества: «ОДВФ», «ДОБРОХИМ», «ОДР» слились в 1927 году и образовалиОСОАВИАХИМ, самую массовую оборонную организацию.

  • Основными методами и формами работы которой были:
  • организация военных кружков;
  • соревнования;
  • специальные дни обороны (позднее недели и месячники);
  • собрания, читки, лекции, доклады, беседы.

 

Главная цель этих мероприятий - как можно больше обучить населения оборонному делу:

  • как защищаться от газов, укрываться от ударов с воздуха;
  • стрелковое дело;
  • применение авиации в мирное время.

 

И положено начало группе мероприятий по борьбе со стихийными бедствиями:

  • борьба с засухой;
  • борьба с вредителями полей, лесов;
  • правильное применение удобрений.

 

В 1932 году при Псковском городском совете Осоавиахима организован отдел ПВО, как часть единой системы местной противовоздушной обороны страны.

Структура, методы и задачи работы поставлены на более высокий уровень. Созданы участки со штабами, формирования, группы самозащиты, команды.

Проводились городские учения, как основной метод работы.

С 1936-1940 г.г. организация системы защиты населения и важнейших объектов народного хозяйства совершенствуется, создаются необходимые силы, подготовка личного состава осуществлялась на специальных сборах. Строятся бомбоубежища и газоубежища, накапливаются противогазы, разрабатываются планы укрытия и обучения населения по МПВО, при жилищных управлениях организуются группы самозащиты.

При исполкоме горсовета создан штаб МПВО города, председатель исполкома становится начальником МПВО г. Пскова.

Был решен вопрос о финансировании мероприятий МПВО из местного бюджета. На базе городских организаций и учреждений, располагающих квалифицированными кадрами, формировались службы МПВО.

Немецко-фашистские захватчики нанесли большой ущерб народному хозяйству области, уничтожив 260 промышленных предприятий, разрушив сельское хозяйство, замучили и расстреляли 449 тысяч наших сограждан. Города Псков и Великие Луки, в числе 15 городов полностью разрушенных фашистами, по постановлению ЦК КПСС и СНК подлежали первоочередному восстановлению.

Сразу же после освобождения области штаб МПВО, батальон и формирования начали работу по возрождению города и области, по разминированию и обеспечению бесперебойной работы в условиях войны. Началось всеобщее обязательное обучение населения, создавались группы самозащиты - массовые формирования МПВО. Реорганизовывались и укреплялись основные службы МПВО.

В конце войны МПВО области имела структуру, способную выполнить многообразные военно-хозяйственные задачи, и из локальной постепенно превращалась в систему защиты области общегосударственного значения.

Опыт, приобретенный в годы войны, во многом оказался полезным и сегодня:

силы и средства МПВО значительное время являлись единственной организованной силой, способной решить срочные неотложные задачи для первоначального налаживания объектов народного хозяйства;

опыт мобилизации населения на защиту нападения с воздуха, так как снижение рисков и смягчение последствий ЧС не может быть успешным без осознания всеми категориями населения того, что аварии, катастрофы, стихийные бедствия уносят тысячи жизней и являются препятствием в развитии экономики;

МПВО обеспечивала бесперебойную работу промышленных предприятий, с этой целью создавались постоянные аварийно-восстановительные отряды.

 

 

Структура, задачи и функции органов МПВО в предвоенные годы.

 

Созданию системы МПВО на территории Псковской области предшествовала деятельность ряда общественных организаций. Так, в сборнике «Познай свой край» № 2 за июнь 1925 года издана публикация В. Воано «Авиарадиохим в Пскове», в которой говорится, что новый строй современной жизни породил целый ряд общественных организаций, таких, как общество Друзей Воздушного Флота («ОДВФ»), общество Друзей химической обороны и промышленности («ДОБРОХИМ»), общество Друзей радио («ОДР»). В июне 1925 года все три общества объединились в одно с названием «Авиа-Радио-Хим».

До объединения каждое общество самостоятельно накопило определенный опыт работы. Одно из первых обществ «ОДВФ» (создано в 1923 году) в своем составе имело 261 ячейку численностью по Псковской губернии 11973 члена. Члены общества организовали сбор средств на постройку аэроплана «Красный Псковитянин», приняли участие в организации клуба и музея Воздушного Флота и работу при авиасеминарии, приняли участие в постройке собственными силами планера и аэросаней, а также в широком распространении идеи воздухолетания среди населения Псковской губернии.

Общество «ДОБРОХИМ» более молодое (создано в 1924 году), но успело провести вечерние курсы по химии, организовать химическую лабораторию, содействовать запуску технохимического завода. Химическая лаборатория создана с целью удовлетворить потребность в химических анализах многих учреждений в губернии: губздрав, отдел труда, металлист, Псковторг и т.д., а с другой стороны сделаться центром химической мысли губернии. Технохимический завод вырабатывает пока только колесную мазь, мыло, клей от мух, но качество продукции высокое.

«ОДВ» организовало сеть радиотелефонных установок, причем многие из них выполнены целиком силами членов общества. При образовании новое общество насчитывало 13894 члена, приняв в созданное общество новых членов, в настоящее время (июнь 1925 года) оно имеет 14203 члена. Общество организовало авиасеминарии при территориальной части, модельные состязания и агитоблет по губернии, осуществляет установку в Пскове громкоговорителей из расчета одна на 500 слушателей, который (громкоговоритель) даст возможность каждому жителю города Пскова услышать и ознакомиться с этим величайшим современным изобретением.

С принятием в 1925 году постановления СНК СССР «О мерах противовоздушной обороны» при постройках в 500-километровой приграничной полосе в Псковской области проводятся инженерно-технические мероприятия, направленные на защиту населения и объектов народного хозяйства, то есть ведение пассивной противовоздушной обороны. Основными целями пассивной противовоздушной обороны являлись: защита населения, обеспечение бесперебойной деятельности городов, населенных пунктов, объектов промышленности, транспорта; ограничение разрушительного эффекта средств поражения; создание условий для быстрой ликвидации последствий авиационных налетов.

 

В 1920 году была создана первая добровольная оборонная организация Военно-научное общество (ВНО), которое в 1926 году было переименовано в Общество содействия обороне СССР (ОСО), которое к октябрю того же года насчитывало 7200 кружков военных знаний, было создано 7360 уголков обороны и более 4000 библиотек. 8 января 1927 года с целью более широкого вовлечения трудящихся в оборонно-массовую работу АВИАХИМ и ОСО были преобразованы в единое Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству СССР - ОСОАВИАХИМ, что послужило новым толчком к оживлению работы по подготовке населения страны KV противовоздушной и противохимической обороне.

В журнале «Спутник большевиков» № 3 за 1927 год А. Якубов в статье «Как вести военную пропаганду в деревне?» дает анализ, задачи, организацию и методы работы по деятельности ОСОАВИАХИМА на территории Псковской губернии.

Так, в разделе «Что мы имеем в нашей губернии?» сказано: Организации ОСОАВИАХИМА на местах частично уже приступили к практической работе; в целом ряде уездных городов имеются вновь организованные кружки по изучению химического дела, женские кружки по изучению военно-санитарного дела, ознакомление со способами помощи газоотравленным и т.д. Начало работы дает возможность установить, что население губернии внимательно и серьезно подходит к вопросу укрепления нашей боевой мощи.

Как недостаток следует отметить, что в деревню организации ОСОАВИАХИМА еще не проникли, да и в городе эта работа ведется через военные комиссариаты.

В разделе «Массовая работа» одной из задач считается как можно больше трудящихся обучить, как защититься от удушливых газов, как узнать приближение самолетов и укрыться от сбрасываемых с них бомб, как применяется авиация и химия в мирное время. Наиболее доступно проведение докладов и бесед на данные темы во время вечеров, собраний, читок, проведение специальных дней обороны, соревнований и т.д. И в заключении статьи даются рекомендации, как вести работу в ближайшее время, прежде всего необходимо развернуть широкую устную разъяснительную работу среди населения деревни - через собрания, сходок в избах-читальнях, красных уголках. В этот период должны быть лозунги: «Дело обороны - дело всех трудящихся», «В своем мирном труде не забывай и военного дела», «Вступай в ОСОАВИАХИМ, учись обороне от воздушного врага и химического нападения». Особо следует обращать внимание крестьян, что задачей ОСОАВИАХИМА является не только подготовка страны к обороне, но и широкое практическое содействие сельскому хозяйству в мирное время: борьба с засухой, с вредителями полей, лесов, в применении искусственных удобрений. Как положительный пример вышеизложенного необходимо отметить, что в 1926 году освобождена от сусликов площадь около 1000000 десятин, организовано 7466 опытных сельскохозяйственных участков по применению минеральных удобрений.

О положительной работе ОСОАВИАХИМА (на территории Псковской области) вспоминает ветеран, бывший работник районного Совета депутатов трудящихся Панов Илларион Филиппович, который в конце 20-х годов заведовал Дровеневской избой-читальной в Монинском сельсовете на Вязовщине...- « У нас была самая крупная в районе ячейка, юноши из близлежащих деревень с большим желанием посещали кружок военных знаний. За хорошую работу наша изба - читальня была награждена радио установкой». Особой популярностью в районе пользовались осоавиахимовские учения. Руководство района постоянно держало в поле зрения деятельность ячеек оборонного общества. На расширенном Пленуме райисполкома 25 июня 1929 года в качестве первоочередной задачи подчеркивалась необходимость приложить все усилия к наибольшему втягиванию крестьянских масс в ОСОАВИАХИМ. И как результат проведенная работа помогла позже выстоять в суровые годы Великой Отечественной войны. К началу 30-х годов в развитии пассивной обороны были достигнуты серьезные успехи. К 1932 году в стране насчитывалось более трех тысяч формирований различного назначения, занимающихся защитой населения. Население к этому периоду получило более 3,5 миллионов противогазов, в жилых кварталах и на промышленных объектах было построено несколько тысяч бомб и газоубежищ, разработаны мероприятия по светомаскировке, налажены связь и оповещение. Более 2,5 миллионов рабочих и служащих прошли обучение мерам противовоздушной и противохимической защиты. В стране действовали тысячи кружков по воздушно-химической обороне. В эти годы в основном были созданы необходимые условия для перехода к новому этапу строительства местной системы противовоздушной обороны, ее законодательному оформлению в самостоятельную государственную систему по защите населения. Важным шагом в этом направлении было создание в 1932 году городских частей ПВО. 11 апреля 1932 года Народным комиссаром по военным и морским делам и Председателем Реввоенсовета СССР было утверждено «Положение о местных частях противовоздушной обороны». В нем указывалось, что местные части ПВО создаются для инженерно-химического оборудования пунктов ПВО и ликвидации нападения с воздуха. Аналогичная структура была создана в городе Пскове. 4 октября 1932 года постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО СССР), предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника.

Согласно требований постановления СНК СССР в 1932 году при Псковском городском совете ОСОАВИАХИМА был организован отдел ПВО. Организационно город был разделен на три участка: Центр, Завеличье, Запсковье. На каждом участке штаб состоял из 5-ти человек и до 30-ти человек активистов (женщины составляли до 90%). Основной задачей штаба было создание формирований, групп самозащиты и их обучение. На каждом участке были созданы команды управления, дегазационная, медицинская, противопожарная, аварийно-восстановительная. Штабы стали проводить городские учения. «Положением» общее руководство МПВО в центре возлагалось на Народный комиссариат по военным и морским делам (с 20 июня 1934 года Наркомат обороны СССР), а на территории военных округов - на командующих войсками округов. В военных округах учреждались комиссии содействия ПВО. Крупные города и наиболее важные промышленные предприятия составляли соответственно пункты и объекты ПВО. Начальников пунктов ПВО назначал Нарком по военным и морским делам, из числа командиров специальных частей ПВО РККА, начальниками объектов ПВО являлись руководители предприятий, учреждений, организаций. В Пскове был создан пункт ПВО, начальником которого был комбриг Плюснин. Организацию решения задач МПВО решали также домоуправления, создавая при них группы самозащиты.

Формирования МПВО создавались из расчета 15 человек от 100 -300 рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях, и от 200-500 жителей при домоуправлениях. Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения - через учебную сеть общественных оборонных организаций, прежде всего ОСОАВИАХИМА.

В 1936 году при Псковском горвоенкомате была организована приписка военнообязанных, старшего возраста в участковые формирования МПВО. Количество личного состава на участках возросло до 300 человек.

Боевая подготовка личного состава осуществлялась на ежегодно десятидневных сборах в летний период. При исполкоме Горсовета был создан штаб МПВО города.

О состоянии ПВО в городе Пскове в 1935 году красноречиво говорит доклад суженного заседания Президиума Псковского окрисполкома. Докладчик -начальник пункта ПВО г. Пскова командир бригады Плюснин. В докладе отражены: место расположения командного пункта - полуподвальное помещение трехэтажного каменного здания. Командный пункт расположен на значительном расстоянии от крупных объектов; оборудование -2 светосигнальных плана; связь -5 телефонов МБ прямой связи, 2 телефона ЦБ.

Участки ПВО (их как и ранее три: Центр, Завеличье, Запсковье) личным составом укомплектованы согласно штата.

  • Штат участковой команды - 98 человек.
  • Штат 1 -го участка - 98 человек
  • Штат 2-го участка - 38 человек
  • Штат 3-го участка - 77 человек.
  • Химическое и санитарное имущество:
  • противогазов - 1150 шт.
  • противоипритных костюмов - 76
  • противохимических накидок - 263
  • химические сапоги - 155
  • химические перчатки - 77
  • ручных дегазационных приборов - 46

 

В докладе дана также характеристика работы созданных служб: медико-санитарной, противопожарной, внутреннего наблюдения и авиационной разведки, состояние светомаскировки и защитных сооружений. В конце доклада изложены мероприятия, которые необходимо осуществить в 1936 году, а именно: все службы обязать выполнить план 1936 года, до 1 мая представить заявку на строительство газоубежищ для населения города: центральный участок - 22, Ззвеличенский - 7, Запсковский - 6. До 15 марта руководителям всех предприятий и учреждений закончить мероприятия по светомаскировке. ЖЭКам приобрести для каждого дома противопожарный инвентарь, создать добровольные пожарные дружины из рабочих и служащих, пункты первой медицинской помощи и обмывочные пункты на предприятиях.

Организацию работы МПВО на селе в это время может служить статья кандидата исторических наук, доцента Псковского государственного педагогического института им. СМ. Кирова А. Филимонова. В журнале «Крестьянская жизнь» за 8 сентября 1993 года в статье «Страницы истории. Были такие клубы» он вспоминает...». Первый клуб ОСОАВИАХИМА на селе «Ворошиловский всадник» возник в апреле 1936 года в совхозе «Большевичка». Руководил им начальник политотдела совхоза И.И. Андреев. В клубе насчитывалось 22 человека, они овладели искусством верховой езды и стрельбы с коня. В сентябре 1936 года первая группа из 15-ти человек уже сдавала испытания на звание Ворошиловского всадника. Искусство верховой езды сочетали с обучением химической защиты. Всадники (11 чел.) в течение 30 минут совершили конный переход в поселок Карамышево в противогазах. Такие переходы стали системными, а в 1938 году совершили пятикилометровый переход в противогазах (в день 20-летия КраснойАрмии). Вслед за клубом «Большевичка» был организован клуб «Диктатура» (ныне ОПХ «Родина»). Такая работа была просто необходима в условиях действия Псковского пограничного округа. Ставилась цель - каждый совхоз, колхоз на деле должен стать недоступной крепостью.

Определенный интерес представляет докладная записка о состоянии массовой работы по МПВО в городе Пскове в 1939 году. Так в частности, в ней указывается, что в период 15-16 декабря 1938 года проведены учения по МПВО, поставленные задачи перед населением выполнены.

Центральный участок МПВО насчитывает уже 443 человека, Завеличенский -346, Запсковский -312. Занятия в системе МПВО проводятся систематически, посещаемость составляет 60-70%. Затем представлена таблица о ходе выполнения плана ПВХО в 1939 году по городу Пскову, сведения о выполнении плана ПВХО и выделения командного состава групп самозащиты на учебу по предприятиям города.

 

В целом отмечено, что занятиями в кружках ПВХО охвачено 3000 человек, работает 3 кружка ПВХО, подготовлено специалистов ПВХО 2-й ступени - 68 чел. В связи с постановлением ЦС ОСОАВИАХИМА город Псков включен во Всесоюзное соревнование групп самозащиты, которые проходят с 15 февраля по 1 августа с.г. В основу соревнования положены: организация группы самозащиты - 30 человек, обучение командного состава -210 человек; оснащение и проведение тренировочных занятий - на хорошо и отлично.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. были завершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций, городских органов власти, в работе их участвовал широкий круг специалистов, которые располагали значительными материальными и техническими ресурсами. К этому времени все городские предприятия в угрожаемой зоне являлись объектами МПВО, на особо важных были введены штатные должности заместителей директоров предприятий по МПВО.

Таким образом, в предвоенные годы была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой (пограничной) зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Все население Псковской области, как угрожаемая зона, имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое (потребное) количество индивидуальных и коллективных средств защиты.

 

Функции и практическая деятельность МПВО в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

 

Суровым испытанием для местной противовоздушной обороны стала Великая Отечественная война. Особенно первый период, когда гитлеровская авиация подвергла массированным бомбардировкам десятки крупных городов Советского Союза. 2 июля 1941 года Совет Народных Комиссаров издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне». Постановление Правительства предусматривало всеобщее обучение граждан приемам и способам защиты от воздушных нападений, определяло порядок создания групп самозащиты. Примерно треть личного состава МПВО крупных городов в западной части страны, а также Москвы и Ленинграда перешла на казарменное положение, срочно строились убежища, принимались меры по совершенствованию оповещения населения об угрозе воздушного нападения, создавались оборонительные сооружения, началась в общем подготовка населения и групп самозащиты.

Весом вклад бойцов и командиров МПВО в оборону г. Пскова с целью остановки фашистских войск при наступлении на Ленинград. К сожалению наш оборонительный рубеж продержался недолго, и уже 9 июля 1941 года г, Псков был оккупирован немецкими войсками. Оккупация продолжалась три года. 23 июля 1944 года г. Псков был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Штаб МПВО г. Пскова начал свою работу с 19 августа 1944 года. Приказом № 1 по штабу МПВО г. Пскова от 27 августа 1944 года определено место дислокации штаба (Плехановский посад д.№ 4) и штатная структура в количестве 20 человек. Начальником штаба назначен старший лейтенант Труфанов. Приказом № 5 от 22 октября 1944 года по штату МПВО г. Пскова штатная структура штаба была изменена, в его состав входили: взвод управления - 13 человек; противопожарный взвод - 6 человек; - медико-санитарный взвод- 14 человек; аварийно-восстановительная команда - 9 человек. Всего 42 человека.

 

Всю систему МПВО в городе пришлось создавать заново, в кратчайшие сроки быть готовым к ликвидации последствий возможных налетов авиации противника. С этой целью были организованы формирования МПВО из населения, находящегося ранее в немецкой оккупации в количестве 147 человек, которые были переведены на казарменное положение.

Наряду с боевой подготовкой, формирования МПВО принимали активное участие в восстановлении разрушенного города.

В целях укрепления всей системы МПВО г. Пскова приказом № 27 от 27 января 1945 года ГУ МПВО НКВД СССР из г. Калинина передислоцирован 410 отдельный батальон МПВО НКВД в количестве 285 человек с боевым оснащением. Этот батальон сформирован 25 августа 1943 года в г. Калинине, главным образом из лиц негодных к строевой службе и старших возрастов. Также как и формирования МПВО, батальон привлекался к работам по восстановлению города, ТЭЦ, моста через р. Великая, разборке завалов, разгрузке вагонов с оборудованием и зерном. Всего за время дислокации 410 отдельного батальона в г. Пскове (в течение 6 месяцев) произведено работ на сумму свыше 100 тыс. рублей и отработано более 112 тыс. чел./часов. Кроме этого, в деле укрепления системы МПВО работа была направлена на организацию и создание групп самозащиты. В основном организация групп самозащиты по жилому сектору и на предприятиях началась в феврале 1945 года. Организовано групп самозащиты по жилому сектору (в домохозяйствах) - 19, на предприятиях - 6, всего 1314 человек. В период с 26 февраля по 12 апреля 1945 года начальники групп самозащиты прошли курс боевой подготовки по 35 часовой программе при штабе МПВО города. В деле организации и обучения по ПВХО населения, штабом МПВО города проведено ряд мероприятий, выпущено 27 инструкторов ПВХО. В своей практической работе штат МПВО города в основном руководствовался директивами, приказами, указаниями ГУ МПВО МВД СССР, указаниями начальника МПВО города - председателя Исполкома Псковского горсовета депутатов трудящихся. В связи с победоносным окончанием Великой Отечественной войны и в соответствии с решениями советского Правительства, Главное управление МПВО в своей директиве от 15 июня 1945 года, дало конкретное указание о проведении мероприятий МПВО в связи отменой «Угрожаемого Положения». Эти указания были положены в основу всей работы штаба МПВО г. Пскова, а именно:

 

По оперативно-организационным вопросам

Указание предусматривало систематическую корректировку порядка оповещения населения о воздушной опасности в условиях мирного времени, что и было сделано. До получения указаний о составлении мобилизационных планов, предусматривалась корректировка планов оперативных действий военного времени, в связи отменой «Угрожаемого Положения» штабом МПВО города, была проведена корректировка этих планов до расформирования городских частей МПВО.

В августе 1945 года согласно приказа ГУ МПВО части МПВО города были расформированы, всего демобилизовано 264 человека, создан штаб в количестве 7 человек, начальником штаба назначен майор Кононов.

 

По специальным сооружениям.

В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 30 августа 1945 года «Об использовании спецсооружений МПВО в мирное время» суженное заседание Исполкома своим решением, обязало начальника службы убежищ использовать под склады и мастерские все бомбоубежища хозяйственным организациям города, в целях сохранения их в мирное время. Штаб МПВО оказал практическую помощь службе в эксплуатацию убежищ с заключением договоров. Из имеющихся в городе 34 убежищ, передано хозяйственным организациям 13 - под склады и 3 - под жилье.

 

О командном пункте МПВО.

Штаб МПВО г. Пскова своим письмом обратился в Исполком Псковского горисполкома в том, чтобы принять решение о строительстве командного пункта в г. Пскове для руководящего состава города. Получен ответ, что в г. Пскове планируется строительство командного пункта 1-й категории с защитой от фугасной авиабомбы, калибром до 5 тонн. Наряду с этим, суженное заседание Исполкома Псковского горсовета приняло решение, оборудовать командный пункт 2-й категории в бывшем газоубежище под зданием Октябрьской гостиницы, командный пункт был введен в строй к концу 1945 года.

 

Противохимическая защита.

Вопрос о подготовке города к противохимической защите, является узким местом в работе штаба по ряду причин: отсутствует в городе средства коллективной защиты, отсутствуют спецсооружения СПМ, СХЛ, недостаточное количество средств индивидуальной защиты. Поэтому перед штабом, стоит большая задача в этом вопросе, предстоит очень много сделать.

 

Состояние материальных ценностей.

Штаб МПВО города располагает материальными ценностями на сумму 362 тыс. рублей, в том числе собрано бесхозного имущества на сумму 57 тыс. рублей. Имеется в наличии на складе: противогазов-3012 шт., комбинезонов-415 шт., чулков защитных-723 пары, ДП-5 шт., ВДП-9 шт., РДП-16 шт., хлорной извести-11 тонн, гипохлорида кальция-8 тонн.

 

Подготовка групп самозащиты и населения по нормам ПВХО.

Штабом МПВО города разработаны конкретные указания руководителям предприятий, учреждений, организаций и домохозяйствам об организации групп самозащиты и подготовки населения по нормам ПВХО. Такая работа организована и проведена более чем на 50 предприятиях и организациях. Организовано групп самозащиты по жилому сектору -19, на предприятиях более 1300 человек (из них 25 начальников групп, 25 заведующих имуществом), 145 командиров звеньев, бойцов 1114 человек.

 

Инженерно-технические мероприятия.

Штаб МПВО по своей инициативе разработал и дал городским организациям, предприятиям указания по проведению ИТМ в восстанавливаемом городе, где подробно разъяснил, какие работы необходимо проводить при восстановлении коммунально-энергетического хозяйства предприятий и жилых зданий, а также на необходимость оборудования бомбо- и газоубежищ. Полинии МПВО предусмотрено: оборудование бомбоубежищ в подвальных помещениях трех восстанавливаемых школах и четырех восстанавливаемых жилых домах, оборудование убежища под зданием железнодорожного вокзала с санпропускником на 6 душесеток, при родильном доме запроектирован СПМ незащищенного типа, при банно-прачечном комбинате построен СОП. Предусмотрены мероприятия по светомаскировке.

По водоснабжению запланирован проект основной и резервной насосной станции с кольцеванием сети, отвечающий требованиям МПВО.

По службе связи прибыла группа специалистов из Москвы, которая начала работу по проектированию и строительству АТС на 2 тысячи номеров, где будут учтены мероприятия оповещения МПВО. Кроме этого, проведены мероприятия по восстановлению Псковской ТЭЦ - отработано 4546 чел/часов, построен деревянный мост грузоподъемностью 10 тонн, отремонтировано канализационной сети 50 погонных метров, капитально отремонтирован магазин для инвалидов Великой Отечественной войны. По благоустройству города расчищено 10 тысяч кв. метров площади, для колхозов выгружено семян свыше 300 тонн.

В соответствии с планом разминирования Псковской области на 1944-1945 годы, утвержденного Военным Советом Ленинградского Фронта и под руководством штаба МПВО города Пскова, огромную работу проделали команды Осоавиахима. Для обеспечения указанного плана работ, Осоавиахим должен иметь: бойцов- 3448 человек, инструкторов- 250 человек, всего- 3698 человек. В 1944 году привлечено и подготовлено 859 бойцов и 58 инструкторов, в 1945 году - 1295 бойцов и 228 инструкторов. Организация работ по разминированию началась с 15 августа 1944 года, и уже по состоянию на 20 августа 1945 года, командами Осоавиахима разминировано и очищено 22 978 кв. км, что составляет 89,4 % от плана.

Работа по разминированию закончилась в 13 районах области -Островском, Печорском, Качановском, Гдовском, Новосельском, Лядском, Порховском, Дновском, Дедовичском, Пожеревицком, Ашевском, Славковском, Плюсском.

За указанный период времени, командами Осоавиахима обнаружено и уничтожено 2 млн. 119 тыс. 792 взрывоопасных единиц. Разведано и разминировано дорог 280 км, разведано и разминировано 360 населенных пунктов, заскладировано более 75 тысяч единиц мин, бомб и снарядов. Полностью работы по разминированию участков, отведенных Осоавиахиму, закончены в октябре 1945 года.

Прошедшая война убедительно показала, что защита населения, объектов народного хозяйства и территорий в военное время, работа по совершенствованию и созданию МПВО на территориях, освобожденных от немецко-фашистских захватчиков, является делом всего народа. МПВО стала важным элементом обороноспособности государства и в восстановлении разрушенного народного хозяйства на оккупированных территориях.

 

Развитие МПВО в послевоенный период (1946-1961 годы)

ГУ МПВО МВД СССР в декабре 1945-январе 1946 г.г. разработало и утвердило штаты штабов и служб МПВО на мирное время.

Наркомат внутренних дел, используя опыт организации и ведения защитных мероприятий, приобретенные в годы войны, разработал Положение о МПВО на мирное время, которое 22 января 1946 года было представлено Правительству страны. Данная реорганизация в полной мере коснулась и органов МПВО Псковской области.

В соответствии с указаниями ГУ МПВО МВД СССР от 23 марта 1946 года № 11/3150-с штаб МПВО г. Пскова приступил к реорганизации новых групп самозащиты по новым штатам. Всего было организовано 50 групп на предприятиях, учреждениях и в жилой зоне. Боевая подготовка в основном проводилась с начальниками групп и командирами звеньев по 24 часовой программе. Занятия с офицерами штаба города были организованы путем проведения лекций и бесед по темам программы боевой подготовки для данной категории, а также методом групповых упражнений и практических КШУ на КП по учебной программе 144 часа.

Регулярно велась подготовка начальников штабов служб, среднего и младшего начальствующего состава и команд МПВО. Боевая подготовка с формированиями проводилась по 34 часовой программе. Полученные теоретические знания закреплялись практическими навыками. Так, например, в 1948 году под руководством штаба МПВО города было проведено 10 контрольно-проверочных учений на категорированных и некатегорированных объектах. В ноябре 1949 года проведена ночная тренировка по плану оповещения с выводом оперативного состава на КП города и контрольная проверка ряда служб: аварийно-восстановительной, медицинской, убежищ и укрытий, светомаскировки и других. При этом особое внимание уделялось обучению и подготовке начальников штабов объектов. Начиная с 1949 года с данной категорией ежемесячно проводились занятия по 4 часа в штабе города (необходимо отметить, что данная практика существует до сего времени).

Основная работа штаба МПВО города в конце сороковых и пятидесятые годы была направлена прежде всего на подготовку населения к МГТВО, организацию оповещения об опасности нападения с воздуха, обеспечение населения защитными сооружениями, создание и развитие служб МПВО, повышение надежности работы объектов народного хозяйства, разработку и корректировку планов развертывания системы МПВО и других оперативных документов, как непосредственно в самом штабе города, так и на объектах экономики.

Обострение международной обстановки, возникновение угрозы ядерного нападения со стороны США, дало новый импульс в развитии и совершенствовании всей системы МПВО в нашей стране. Новое «Положение о местной ПВО Союза СССР», утвержденное Советом Министров СССР 31 октября 1949 года, значительно активизировало и работу штаба МПВО города.

В 1950 году проведено переукомплектование объектовых формирований и групп самозащиты, списки личного состава, которые были проверены через военкомат. В результате этой работы было вновь создано 6 объектовых команд (910 чел.), 8 унитарных команд (363 чел.), 40 групп самозащиты (1538 чел.). В ноябре было проведено комплектование аварийно-восстановительного батальона и составе 552 чел.

Сколачивание вновь созданных формирований и проверка их боеготовности осуществлялась в ходе контрольных учений и проверок. За 1950 год проверено состояние МПВО на 14 объектах, а также работа в этом направлении добровольных обществ. Проведено 7 учений на предприятиях, итоги которых были подведены на 4-х дневных сборах начальников штабов объектов, а с их начальниками МПВО подведены итоги за прошедший год и поставлены задачи на новый. В послевоенный период по планам штаба МПВО города, каждый месяц на 2-х-З-х объектах города проводились учения, с 1948 по 1958 год было проведено 4 общих городских учений с подачей сигнала «Воздушная тревога».

14 сентября 1957 года решением исполнительного комитета Псковского областного Совета депутатов трудящихся было утверждено «Положение о местной противовоздушной обороне городов, райцентров и населенных пунктов Псковской области». Организатором и непосредственным участником разработки данного документа являлся штаб МГШО города. Новое Положение более четко определило работу системы МПВО областного центра и всей области в целом. Параллельно с проведением оперативно-организационных мероприятий, направленных на четкую работу непосредственно самого штаба города, осуществлялась значительная работа и по восстановлению служб МПВО. Уже в 1947 году были полностью восстановлены службы связи и оповещения, противопожарная, медико-санитарная, убежищ и укрытий и аварийно-восстановительная, а к 1950 году начали функционировать служба охраны общественного порядка и безопасности, ветеринарная, противохимической защиты, светомаскировки и материально-технического обеспечения.

Основная работа служб была направлена на создание и подготовку своих формирований, разработку и корректировку оперативных документов, а также проведение практических мероприятий, направленных на укрепление системы МПВО по защите населения от воздушного нападения. При этом особое внимание уделялось оповещению и связи. Так, в 1947 году было организовано оповещение города о воздушной опасности, путем внешней связи со службой ВНОС через города Ленинград и Тарту при помощи специальных паролей и инструкций, и через радиоузел на 18 громкоговорителей и 6000 бытовых радиоточек, а также телефонную станцию, которая обеспечивала основные объекты» имеющие наружные звуковые сигналы (гудки, сирены и т.д.). В последующие годы эта работа продолжала совершенствоваться, а с 1952 года был организован регулярный радиообмен учебно-тренировочных передач с ГП ВНОС войск ПВО. Были установлены радиотрансляционные точки на объектах, где их до этого не было, а на вновь строящихся - монтировались электросирены. Кроме этого, велась постоянная работа по оборудованию средствами связи непосредственно КП города ( установлен внутренний коммутатор, установлены телефонные аппараты в служебных комнатах, оборудована аккумуляторная и т.д.). Эффективность технических средств систематически проверялась в ходе тренировок по плану оповещения, с вызовом оперативного состава на КП города.

За годы войны город был сильно разрушен, поэтому перед службой убежищ и укреплений стояла сложная задача по восстановлению ранее построенных и строительству новых защитных сооружений. На 1 января 1946 года в городе было выявлено и учтено 45 помещений, которые могли быть использованы под защитные сооружения для укрытия 2875 человек, из них -8 на объектах экономики и 37 городские.

К концу 1947 года эти помещения были приведены в порядок, они стали использоваться в мирных целях для хозяйственных нужд под складские помещения и жилье. Наряду с восстановлением старых защитных сооружений, постоянно проводилась работа по строительству новых. Так, например, в первом полугодии 1950 года под зданием штаба МГШО было построено убежищ на 150 человек. В послевоенные годы в городе активно велось промышленное и гражданское строительство. Служба убежищ и укрытий принимало самое активное участие при рассмотрении проектов планируемых к строительству зданий и сооружений и увязывало это строительство с инженерно-техническими нормами и требованиями МПВО. Только в 1953 году было рассмотрено 36 проектов, в 29 из них предусматривалось строительство убежищ второй категории. В последующие годы эта работа носила постоянный характер. Были учтены все подвальные помещения, отвечающие требованиям защитных сооружений или незначительной их доработки. Серьезное внимание уделялось дальнейшему развитию службы противохимической защиты. На промышленных объектах города создавались химические звенья, в торговой сети контрольные звенья за качеством продуктов питания. Личный состав этих формирований регулярно занимался боевой подготовкой, а полученные знания закреплялись в ходе тренировок и учений. Для решения задач МПВО были привлечены все имеющиеся химические лаборатории учебных заведений, объектов и ведомств. По инициативе службы противохимической защиты почти в 3 раза было увеличено количество рабочих мест в химических лабораториях для индикации ОВ (педагогический институт, аптекоуправление, водоканал, ветбаклаборатория областного отдела сельского хозяйства и другие) и подготовлены химики-аналитики по программе ГУС МПВО МВД СССР. В октябре 1949 года с химическими лабораториями были проведены тренировочные учения, а на 6 объектах учения с химическими звеньями. На учет была взята вся техника коммунального хозяйства, пригодная для проведения дегазации, обследованы территории автогаражей на предмет оборудования в них дегазационных площадок, уточнены запасы глины, торфа, песка в качестве дегазирующих веществ.

Силами службы велась активная пропагандистская и разъяснительная работа на объектах экономики. В результате этой деятельности к началу 1954 года в городе имелось 5 дезинфекционных камер с общим объемом 59,2 куб. м и единовременной загрузкой 115 комплектов одежды, 4 прачечных, где имелся 1 бучильник и 5 стиральных машин с производительностью 2040 кг в сутки. На базе автогаража была оборудована дегазационная площадка мощностью 6 машин в один поток. На пищевых объектах было подготовлено 44 контрольных звена, а для дегазации местности приспособлена одна ПМ-6 емкостью на 4000 литров.

Значительная работа велась в медико-санитарной и противопожарной службах. Отрабатывалась оперативная документация, создавались формирования служб, была организована их постоянная подготовка. В 1947 году была создана кадровая санитарная дружина, в каждом лечебно сооружений, постоянно проводилась работа по строительству новых. Так, например, в первом полугодии 1950 года под зданием штаба МГШО было построено убежищ на 150 человек. В послевоенные годы в городе активно велось промышленное и гражданское строительство. Служба убежищ и укрытий принимало самое активное участие при рассмотрении проектов планируемых к строительству зданий и сооружений и увязывало это строительство с инженерно-техническими нормами и требованиями МПВО. Только в 1953 году было рассмотрено 36 проектов, в 29 из них предусматривалось строительство убежищ второй категории. В последующие годы эта работа носила постоянный характер. Были учтены все подвальные помещения, отвечающие требованиям защитных сооружений или незначительной их доработки.

Серьезное внимание уделялось дальнейшему развитию службы противохимической защиты. На промышленных объектах города создавались химические звенья, в торговой сети контрольные звенья за качеством продуктов питания. Личный состав этих формирований регулярно занимался боевой подготовкой, а полученные знания закреплялись в ходе тренировок и учений. Для решения задач МПВО были привлечены все имеющиеся химические лаборатории учебных заведений, объектов и ведомств. По инициативе службы противохимической защиты почти в 3 раза было увеличено количество рабочих мест в химических лабораториях для индикации ОВ (педагогический институт, аптекоуправление, водоканал, ветбаклаборатория областного отдела сельского хозяйства и другие) и подготовлены химики-аналитики по программе ГУС МПВО МВД СССР. В октябре 1949 года с химическими лабораториями были проведены тренировочные учения, а на 6 объектах учения с химическими звеньями. На учет была взята вся техника коммунального хозяйства, пригодная для проведения дегазации, обследованы территории автогаражей на предмет оборудования в них дегазационных площадок, уточнены запасы глины, торфа, песка в качестве дегазирующих веществ.

Силами службы велась активная пропагандистская и разъяснительная работа на объектах экономики. В результате этой деятельности к началу 1954 года в городе имелось 5 дезинфекционных камер с общим объемом 59,2 куб. м и единовременной загрузкой 115 комплектов одежды, 4 прачечных, где имелся 1 бучильник и 5 стиральных машин с производительностью 2040 кг в сутки. На базе автогаража была оборудована дегазационная площадка мощностью 6 машин в один поток. На пищевых объектах было подготовлено 44 контрольных звена, а для дегазации местности приспособлена одна ПМ-6 емкостью на 4000 литров.

Значительная работа велась в медико-санитарной и противопожарной службах. Отрабатывалась оперативная документация, создавались формирования служб, была организована их постоянная подготовка. В 1947 году была создана кадровая санитарная дружина, в каждом лечебном учреждении подготовлены инструкторы по ПВХО, 5 команд от города приняли участие в 12—х Всесоюзных и 1-ом Всероссийском соревнованиях по ПВХО. На базе городской больницы велась курсовая подготовка врачей, среднего и младшего медицинского персонала, а в г. Ленинград на курсы направлялись врачи-токсикологи. При объектовых медицинских пунктах создавались посты медицинской помощи. Ежегодно с медицинскими формированиями проводились учения и тренировки, а с населением велась широкая разъяснительная работа посредством лекций и бесед.

Совершенствовала свое мастерство и противопожарная служба. На объектах города создавались противопожарные звенья и добровольные дружины, готовились и инструктора ПВХО, проводились тренировочные учения с формированиями, велась работа по обследованию чердачных помещений и водоемов, проводились беседы на противопожарные темы с широким охватом населения. В 1947 году служба приняла участие в 12-х Всесоюзных соревнованиях и награждена грамотой. В 1949 году согласно приказа министра внутренних дел № 00732 был организован штаб противопожарной службы города.

 

В послевоенные годы штаб МПВО города предпринял серьезные усилия по организации и совершенствованию деятельности аварийно-восстановительной, ветеринарной служб, службы охраны общественного порядка и материально-технического обеспечения. Наиболее активное развитие служб МПВО в городе и в области началось после утверждения в сентябре 1957 года «Положения о местной противовоздушной обороне городов, райцентров и населенных пунктов Псковской области».

Совершенствуя работу служб, штаб города планомерно и целенаправленно укреплял систему МПВО на предприятиях по мере их восстановления после военной разрухи. Основными из них сразу после войны являлись моторный завод, авторемзавод и железнодорожный узел. В последующем приступили к работе заводы «Металлист», «Выдвиженец», радиодеталей, фабрика «Шпагат» и другие. По состоянию на I января 1953 года в городе насчитывалось 28 объектов, из них один второй категории и 27 некатегорированных (9-первой группы и 18-второй группы).

На всех объектах были созданы штабы МПВО и формирования с личным составом которых проводилась боевая подготовка. Штаб города оказывал всемерную помощь в разработке оперативной документации, подготовке и проведении учений и тренировок на предприятиях, в организации работы по подготовке рабочих по нормам «Готов к ПВХО». Так, в 1947 году на трех промышленных объектах эти нормы сдали 300 человек, а в последующие годы это движение стало массовым. Начальники МПВО, начальники штабов и средний начальствующий состав предприятий постоянно обучался при штабе МПВО города. Например, в 1951 году было обучено более 60 начальников штабов и среднего начальствующего состава объектов и проведено 13 контрольно-тренировочных учений. С каждым последующим годом количество обучаемых значительно увеличивалось. Практически на всех объектах были созданы КП МПВО, установлена прямая связь города с ними. Основное внимание уделялось сколачиванию боевого расчета КП МПВО города, служб и объектов при развертывании сил и средств в случае нападения с воздуха и при ликвидации последствий этого нападения. С этой целью командные пункты МПВО объектов экономики привлекались на КШУ, проводимые штабом города.

Систематически велась и подготовка населения по месту жительства. При домоуправлениях и домовых комитетах создавались группы самозащиты, добровольные пожарные команды и санитарные посты, с которыми не менее одного раза в месяц проводились тренировочные учения (в 1950 году было проведено 77 таких учений).

Подготовка начальников МПВО домов и начальников групп самозащиты осуществлялась офицерами штаба города. Например, в 1948 году было обучено 80 командиров групп самозащиты и 20 начальников МПВО домов, кроме этого, ими проведено большое количество докладов, лекций, бесед и организовано несколько выставок в кинотеатре.

Осуществлялась подготовка населения и по нормативам ПВХО. Только в 1948 году их сдало около 3 тысяч человек.

Большую помощь штабу МПВО города в подготовке населения и работников предприятий, учреждений и организаций оказывали добровольные общества ОСОАВИАХИМ, ДОСААФ и Красный Крест. Они создавали свои первичные организации на предприятиях, учебных заведениях и жилой зоне, при помощи которых создавали группы самозащиты, санитарные посты, группы медицинских сестер, готовили инструкторов, обучали взрослое и детское население, проводили тренировочные учения, газоокуривание населения, лекции и беседы. Например, городским советом ОСОАВИАХИМА в 1947 году было подготовлено 50 групп для участия в первом Всероссийском соревновании по ВПХО. В свою очередь штаб МПВО города оказывал всестороннюю noмощь в организации работы добровольных обществ и осуществлял постоянный контроль за их деятельностью посредством плановых проверок.

 

Достойным приемником ОСОАВИАХИА стал ДОСААФ СССР. На территории Псковской области хорошо была поставлена оборонная работа в Дновском, Дедовичском, Островском, Пожеревицком и ряде других районов. Морской клуб ДОСААФ летом 1956 года провел 7 соревнований по морскому спортивному многоборью, в которых участвовало 352 юношей и девушек, а также совершил шлюпочный поход по маршруту Псков-Нарва-Ленинград (22 участника). В этом же году стрелковый клуб провел в стрелковых соревнованиях с общим количеством участников-550 человек.

Все вышеперечисленные архивные данные говорят о том, что штаб МПВО города Пскова и области в послевоенный период 1946-1960 годы, провел целенаправленную дифференцированную работу по дальнейшему укреплению системы МПВО и организации защиты населения от воздушного нападения и ликвидации его последствий.

 

Становление ГО. Функционирование областной подсистемы РСЧС на современном этапе.

В послевоенные годы международная обстановка обостряется, появляется ОМП. Для МПВО начался совершенно новый этап по ее реорганизации.

В июле 1961 года было принято Положение о Гражданской обороне, и в стране и в области стала проводиться огромная работа по защите населения и территорий от ОМП. ГО СССР стала представлять собой организационную и отлаженную общегосударственную систему обороны мероприятий.

Но к 1972 году выявились крупные пробелы, особенно недостаточная эффективность сил ГО в ликвидации ЧС мирного времени. Новое положение о ГО СССР было утверждено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров № 201-78 от 18 марта 1976 года. Этим документом определялось, что ГО - составная часть общегосударственных мероприятий, направленных на защиту населения от ОМП и других средств нападения, а также предназначение и порядок создания служб ГО, система обучения и подготовки.

В 1986 году для ГО страны и области наступил новый этап. Трагические катастрофы (Чернобыльская АЭС и Спитакское землетрясение) показали, что ГО не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Ее потенциал, силы и средства должны с большей эффективностью использоваться в мирное время при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Это было определено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 886-213 от 30.07.87 г. «О мерах по коренной перестройке системы ГО».

Поворот ГО к решению задач мирного времени - качественный этап ее существования.

1992 год - создание РСЧС.

В 1995 годы был проведен целый комплекс мер по повышению готовности во всех регионах и по повышению готовности во всех решениях и субъектах РФ по механизму реализации принятого в 1994 году Федерального Закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». В этой связи было принято Правительством РФ постановление от 5.11.95 г. № 1113, которое утвердило новое положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС».

Аналогичный Закон был принят в Псковской области 27.12.1996 года, он разработан применительно к условиям области, все нормативные и правовые акты органов местного самоуправления приведены в соответствие с настоящим Законом. А во исполнение постановления Правительства РФ от 5.11.1995 года № 1113 была создана Псковская областная подсистема РСЧС на основании постановления Администрации Псковской области № 97.

Псковская областная подсистема имеет три уровня - территориальный, местный, объектовый.

 

В зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением Администрации области и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории может устанавливаться один из следующих режимов функционирования областной подсистемы РСЧС:

режим повседневной деятельности; режим повышенной готовности;

режим чрезвычайной ситуации.

Распоряжением Администрации области от 8.01.1997 года № 5-р утверждено положение о KUC Псковской области. Решением этой комиссии созданы местные и объектовые КЧС.

19.03.1998 года был принят Закон Псковской области «Об административной ответственности за нарушение законодательства области о защите населения и территорий от ЧС».

В целях реализации Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусеспасателя» Администрацией области принято постановление от 22.12.1995 г. № 207 о создании с 1 января 1996 года в составе ГУ ГОЧС области профессиональной аварийно-спасательной службы как органа экстренного реагирования на ЧС. В настоящее время АСС ГУ ГОЧС насчитывает 44 аттестованных и подготовленных специалиста для ведения АСДНР при ЧС.

На решение «Государственной политики РФ в области промышленной безопасности, защиты населения и окружающей среды от техногенных ЧС», в ГУ ГОЧС Псковской области разработан совместный план взаимодействия органов управления с госнадзорными органами по контролю за деятельностью потенциально опасных объектов. Под действие Закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 года в области попадают 1054 объекта.

В соответствии с методическими рекомендациями СЗРЦ по делам ГО и ЧС разработано и утверждено «Соглашение о взаимном сотрудничестве в области промышленной безопасности, предупреждения и ликвидации ЧС между ГУ ГОЧС области и Псковской инспекцией Северо-Западного округа Госгортехнадзора России».

1.03.1994 года распоряжением Администрации Псковской области № 133-р «О предупреждении ртутных загрязнений в области и утверждения положения о порядке использования, хранения и утилизации ртути и ртутьсодержащих отходов и приборов с ртутным заполнением», возложен строжайший контроль на химико-радиометрическую лабораторию, созданную в 1994 году.

Большое внимание уделяется вопросам безопасности при перевозке опасных грузов. 13.07.1998 года принято постановление Администрацией области № 171 «О порядке перевозки опасных и особо опасных веществ автомобильным транспортом на территории области».

На решение Федеральной целевой программы «Уничтожение взрывоопасных предметов на территории Псковской области, бывшей ареной военных действий в годы Великой Отечественной войны» проводится постоянная работа.

Постановление Администрации Псковской области № 119 от 12.05.1998 года «Об утверждении порядка привлечения населения, работников, техники и транспортных средств на тушение лесных и торфяных пожаров на территории области» во исполнение Федеральной целевой программы «Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 г.г.». В пользу жизнедеятельности этой программы говорит тот факт, что в 1998 году из всего Северо-Западного региона в Псковской области количество и площадь лесных и торфяных пожаров были минимальными.

В 1995 году ГУ ГОЧС Псковской области был создан основополагающий документ, определивший основные задачи разрозненных сил и средств при предупреждении и ликвидации ЧС на воде «План обеспечения безопасности людей на водных бассейнах области».

 

Отработана методика действия, с 19 по 21 марта 1997 года на КШУ с территориальной подсистемой РСЧС Псковской области под руководством начальника СЗРЦ, в учениях приняли участие представители МЧС РФ и Федерального агентства по управлению в ЧС (ФЕМА) США.

Большим достижением в обеспечении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в области - авиационное обеспечение, организованное в соответствии с Воздушным Кодексом РФ, постановлением Правительства РФ № 1113 «О привлечении гражданской авиации и ликвидации последствий ЧС». ГУ ГОЧС области имеет в оперативном подчинении 2 самолета АН-2 и вертолет МИ-2.

Постановлением Администрации Псковской области «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов от 6.05.1993 года № 28 создана, функционирует и совершенствуется ЛСО на территории области, согласно такому же постановлению Правительства РФ от 1.03.1993 года.

В области ежегодно создается финансовый фонд чрезвычайных расходов на основании распоряжения Администрации области от 4.11.1998 года №23.

На 168 объектах созданы фонды ликвидации ЧС через страхование. На КГС области № 23 от 4.11.1998 года было принято распоряжение «О создании областного страхового фонда предупредительных мероприятий и финансовых ресурсах организаций для ликвидации ЧС». Эта работа приоритетна, т.к. в дальнейшем резервные фонды будут осуществляться за счет выплат страховых фирм по факту поступления страхового события.

Начаты в 1996 году и продолжаются работы по созданию информационно-управляющего центра ГУ ГОЧС области, участие в целевой программе «Создание региональных и территориальных звеньев автоматизированной информационно-управляющей системы в Северо-Западном регионе». Администрация области определила финансирование программы по статье «Информатика».

В ГУ ГОЧС области осуществляется компьютеризация процесса управления силами и средствами, задействованными в ликвидации ЧС.

В Псковской области постановлением Администрации от 19.10.1998 года № 261 создана единая диспетчерская служба области по ЧС. В соответствии с распоряжением Администрации области от 23.07.1995 года № 360-р дежурные объединений, управлений, в/ч ежедневно к 9.00 и 18.00 представляют информацию об обстановке оперативному дежурному ГУ ГОЧС области, а в случае возникновения ЧС немедленно.

В соответствии с требованиями Федерального Закона и постановления Правительства РФ от 24.07.1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» в РФ сформирована единая государственная система подготовки населения в области от ЧС, которая функционирует с января 1996 года на всех уровнях.

Обучение населения в Псковской области проводятся по соответствующим возрастным и социальным группам. Порядок подготовки определен Постановлением Администрации области от 1.12.1997 года № 291. Подготовку и повышение квалификации руководящего состава всех уровней, специалистов, учителей, классных руководителей проводят в УМЦ по ГО и ЧС Псковской области и на курсах по ГО г. Великие Луки.

Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учащихся начального и среднего профессионального образования РФ по программам курса «ОБЖ» Псковской области в организационно-методических указаниях МЧС России за 1996-1997 учебный год отмечалась в хорошую сторону. Летом 1996 года в Пскове проведен Второй всероссийский слет-соревнование «Школа безопасности», в котором участвовали 24 команды - победительницы региональных состязаний. Соревнование прошли на высоком методическом уровне.

Псковская областная система РСЧС способна своими силами и средствами локализовать, ликвидировать и восстановить последствия ЧС локального, местного и территориального масштаба, при условии, если пострадало не более 500 человек, материальный ущерб не превысит 100 тысяч минимальных окладов. При большем ущербе последствия ЧС также будут ликвидированы силами и средствами областной подсистемы РСЧС, но потребуется финансовая помощь Правительства РФ.

В Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» внесены изменения от 28 октября 2002 года, 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, вступающие в силу с 1 января 2005 года.

Во исполнение ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного т техногенного характера» и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Правительство РФ постановляет:

Признать утратившим силу постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995 года №1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» и утвердить новое Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС». (С изменениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 года №335.

В настоящее время рассматривается вопрос о приведении законодательства РФ в соответствие с нормативно-правовыми актами всех органов государственной власти субъектов РФ.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8112) 79-54-14
Приемная начальника Главного управления
8 (8112) 79-99-99
Единый «телефон доверия»
emercom@60.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)