Состояние фонда ЗСГО
На территории Псковской области накоплен значительный фонд защитных сооружений гражданской обороны, таких как убежища, противорадиационные укрытия и укрытия (далее ЗСГО).
Убежища гражданской обороны создаются и предназначены для защиты:
работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно опасных и ядерно опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.
Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.
Укрытия создаются:
для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений;
для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала.
Для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются по д защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены.
При проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий, реорганизации, смене собственника ряд организации не заключили, либо впоследствии утеряли (утратили, не перезаключили) договора на содержание и использование объектов ГО.
Большая часть предприятий не исполняет должным образом возложенные Правительством Российской Федерации полномочий по сохранению ЗС ГО, не соблюдает требования по их содержанию и использованию ссылаясь на отсутствие финансирования, отсутствие договорных обязательств и прочие причины.
Вследствие банкротства отдельных предприятий ряд ЗС ГО в настоящее время не имеют балансодержателей. Многие из них затоплены, инженерно-техническое оборудование расхищено или пришло в негодность, в результате чего объекты, в строительство которых были вложены значительные государственные средства, в настоящее время оказались не пригодными к использованию по предназначению.
Проведенная в 2018 году инвентаризация ЗС ГО Псковской области показала, что значительная часть ЗС ГО требуют финансовых затрат на проведение текущих и капитальных ремонтов.
Отдельно следует остановиться на проблеме содержания таких защитных сооружений как противорадиационные укрытия (ПРУ).
Как правило, ПРУ создавались в ходе строительства жилых домов, объектов социально-культурного и бытового назначения в виде встроенных помещений в подземных и цокольных частях жилых и производственных зданий. При этом в большинстве случае документально ПРУ как самостоятельные объекты не оформлялись и собственником сооружения как правило являлся собственник здания. Содержание, обслуживание и ремонт противорадиационных укрытий в течении длительного периода времени не проводился, так как средств на это у собственников (органов местного самоуправления, управляющих компаний и прочих) как правило нет, в итоге значительная часть ПРУ не готова к приему укрываемых.
Поскольку укрытие в защитных сооружениях ГО является одним из основных способов защиты населения, в сложившейся ситуации необходимо кардинально решать вопрос содержания и использования ЗС ГО.
Главным управлением МЧС России постоянно проводится работа по осуществлению методического руководства и контроля за состоянием и содержанием защитных сооружений области, однако это к сожалению, не всегда находит отклик среди руководителей разных уровней.
Учитывая, что задачи по обеспечению защиты населения имеют государственное значение, руководителям предприятий и организаций в независимости от форм собственности, руководителям городских и сельских поселений, муниципальных образований области необходимо уделять особое внимание планированию и выполнению мероприятий по содержанию ЗС ГО, приведению их в готовность к приему укрываемых.